Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 209 Какая же цель изучения истории в таком случае наиболее важна: знание прошлого, понимание настоящего или ориентация на будущее (вопрос № 2)? Ответ на этот вопрос тоже концептуально значим. Для российских школьников более важным, в сравнении с их украинскими сверстниками, является знание прошлого и настоящего, а для украинских старшеклассников − ориентация на будущее (t-критерий, во всех трех вариантах ρ=0,00 ). Наблюдаются ли в таком случае различия во взглядах респондентов в отношении факторов, влияющих на исторический процесс в прошлом и настоящем, а также в перспективе через 40 лет? В первом случае для российских ребят представляются более важными, в сравнении с украинскими школьниками, такие факторы как экономический, развитие техники и науки, социальный (социальные движения и социальные конфликты), политический (политические реформы, войны и вооруженные конфликты). В свою очередь для украинских респондентов более значимыми представляются действия монархов и выдающихся личностей, а также носите- лей духовного знания − философов, мыслителей, а также основателей религий и религиозных лидеров. (T-критерий во всех указанных вариантах указывает на значимое различие: ρ=0,00 ). Взгляды респондентов несколько меняются в отношении действенности названных факторов в будущем. Для украинцев более очевидно должна была проявиться через 40 лет сила науки и техники, а также экономики. С другой стороны, в своей проекции на будущее они опе- режали своих сверстников из России в отстаивании значимости для хода исто- рии выдающихся личностей, носителей духовного знания, религиозных деяте- лей. В обеих выборках снизилось значимость в будущем фактора революции, но украинские респонденты высказали большее недоверие к институциональ- ным политическим реформам. Одновременно россияне более отчетливо выра- зили точку зрения, что и в будущем будет иметь существенное значение такой фактор, как «войны и вооруженные конфликты». (T-критерий во всех вариан- тах, относящихся к проективному вопросу о будущем, указывает на значимое различие: ρ ≤ 0,05). Тестами для определения различий старшеклассников из России и Украи- ны в отношении параметра «мотивация и интересы» являются вопросы о наиболее интересном периоде истории, предпочитаемой предметной стороне, увлеченности тем или иным видом исторических источников. Украинские старшеклассники отличались большим интересом к древней истории, истории средних веков, периоду раннего нового времени (1500-ок.1800 гг.). Вместе с тем одинаковый интерес продемонстрировали представители обеих стран к периодам от 1800 до 1945 гг. и после окончания Второй мировой войны. Более существенными у ребят оказались предметные различия. Их мы покажем в таб- личной форме. Дело в том, что авторы смело и уместно использовали пяти- балльную шкалу Лайкерта, так что это позволяет широко использовать среднее значение в распределении оценочного признака.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=