Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 208 Таблица 4 Распределение ответов респондентов из РФ и Украины о принадлежности к религиозной группе Россия Украина частота % частота % не знаю 136 7,6 94 8,2 романо-католики 11 0,6 146 12,7 протестанты 16 0,9 12 1,0 православные 1097 61,7 716 62,4 иудеи 56 3,1 4 0,3 мусульмане 39 3,9 10 0,9 другие 16 0,9 19 1,7 не относится 238 13,4 48 4,2 не ответил 170 9,6 98 8,5 Всего 1779 100 1147 100 Перейдем непосредственно к содержательной части нашего анализа. Пре- жде всего, здесь следует отметить следующее. При сравнении взглядов старше- классников из России и Украины на историю мы в целом, конечно, следуем концептуальной логике авторов исследования. В частности, в исследовании проверялись гипотезы в отношении следующих проблем: – видение истории (Concepts of History); – мотивация и история (Motivation and History); – особенности исторического образования (historical socialization); – знание хронологии, исторические ассоциации и историко-политические взгляды (Chronological Knowledge, Historical Associations and Historical-Political Concepts); – политические взгляды и решения, основанные на историческом опыте (Political Attitudes and Decisions based on Historical Experiences); – взаимоотношения прошлого, настоящего и будущего (Relations of Past, Present, and Future) [1, p. 37–41]. Вместе с тем в рамках своего особенного предмета исследования мы до- пускаем существенное сокращение проблемного поля в отношении всей фун- даментальной работы “Youth and History”. Итак, прежде всего, это – « видение истории» юношами и девушками двух стран. Уже первый вопрос анкеты содержит существенную концептуаль- ную нагрузку: «Что для вас значит история?». Тестом для нас выступают два варианта ответа: «школьный предмет и ничего больше» и «источник воодушев- ления и восхищения, стимулирующий мое воображение». По всей видимости, фундаментальный исторический опыт российской государственности должен «перевешивать» неустойчивую летопись молодой украинской нации. И стати- стика подтверждает это. Тест Стьюдента (t-критерий) показывает в обоих слу- чаях существенное различие ( ρ=0,00 в среде SPSS, исп. и в др. расчетах). Рос- сийские школьники имеют большую опору в собственной истории и изучение собственной истории для них не просто проходной предмет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=