Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 204 он сделать рациональный выбор. Если человек не уверен в этом, он с большой до- лей вероятности может стать абсентеистом, т. е. сознательно отказаться от участия в выборах. Не меньшее значение имеет то, как человек оценивает свою возмож- ность оказать воздействие на властные институты. Низкая оценка собственной по- литической действенности также ведет к пассивности и абсентеизму. Не случайно, что вопросы, выявляющие самооценку людей относительно их политической компетентности и политической действенности включаются в опросы, проводимые в рамках мониторинговых исследований Евробарометр – «Какими видят себя европейцы». В североевропейских странах – в Голландии, Дании, Финландии, Швеции, уверенность их граждан в том, что они хорошо зна- ют, что нужно делать, чтобы оказывать влияние на власть, в 2005 г. составлял 52– 67 %; в России, Эстонии, Польше, Румынии, Болгарии, Хорватии, Литве, Чехии, Латвии, Венгрии, Словакии, Словении – 13–29 %. Ни одна из стран Восточной Европы по этому показателю «не дотягивал» до среднеевропейских [3, с. 76]. В логике теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда заложена такая функция политической культуры, как воспроизведение основополагаю- щих ценностей общества и политического порядка. Демократической полити- ческой системе соответствующая политическая культура придает дополнитель- ную стабильность благодаря реализации этой функции. В нестабильных же обществах предпринятые политической элитой модер- низаторские усилия могут встретить сопротивление старой политической куль- туры и вызвать кризисы политического развития. Историческая практика пока- зывает, что чередование революций и контрреволюций, реформ и контрреформ во многом обусловлено сопротивлением политико-культурной среды. Есть примеры того, как новая политическая элита иницийрует сознательные изменения в политической культуре, которая, в свою очередь, позитивно реагиру- ет на эти усилия. Положительными примерами здесь могут служить история по- слевоенной денацификации и демократизации Германии, а также демократизации Японии. Значительные целенаправленные усилия предпринимались в 90-х гг. прошлого века по формированию демократической политической культуры в Рос- сии. Одним из элементов этих усилий было введение изучения Политологии по всем специальностям обучения во всех высших и средних специальных учебных заведениях, как и изучения Обществознания в школе. В том же направлении была призвана работать политика поощрения ассоциационизма через включение обще- ственных объединений граждан в избирательный процесс. Однако есть и немало примеров того, как традиционная политическая культура решительно воспрепятствовала модернизационным процессам, по- пыткам. В частности, массовые протесты в Иране в 1979 г. привели к сверже- нию шахского режима, пытавшегося осуществить верхушечную и очаговую модернизацию общества. Для характеристики политической культуры демократического общества часто используется предложенный Алмондом и Вербой термин «гражданская культура», представляющая собой некий набор из трех идеальных типов – па- рохиального (традиционалистского), подданического и активистского – с пре- обладанием последнего. Интересным наблюдением авторов стал тот факт, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=