Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы социальных наук 203 в разных странах, выделял в них и факторы морального порядка: обычаи, тра- диции, религиозные верования. Немецкий правовед Ф. Пухта рассматривал в качестве главного фактора формирования правовой системы «национальный дух». М. Вебер провел впечатляющий анализ влияния протестантской этики на развитие капитализма. Историческая практика многократно доказывала, что при схожести кон- ституционной структуры государственных органов и учреждений и, а подчас и социально-экономической ситуации, политические режимы в разных странах функционируют по разному. Среди важнейших причин этого явления – разли- чия в политической культуре в этих странах. Важной вехой в утверждении этого термина в качества одного из цен- тральных понятий политической науки стало проведенное Г. Алмондом сов- местно с С. Вербой сравнительное исследование политической культуры в пяти странах в начале 1960-х гг. Отмечая значение политической культуры, авторы писали: «Государственные деятели, которые пробуют строить политическую демократию, часто концентрируются на создании формального набора демо- кратических властных институтов и на написании конституции. Или же они могут сосредоточиться на формировании политических партий, чтобы стиму- лировать широкое участие масс. Но развитие стабильного и эффективного де- мократического правления зависит от чего-то большего, нежели структуры правящей власти и политической жизни: оно зависит от ориентаций, которые имеются у людей по отношению к политическому процессу, – иными словами, от политической культуры. Если политическая культура не в состоянии под- держать демократическую систему, то шансы этой системы на успех ничтож- ны» [2, с. 481]. Политическую культуру авторы рассматривают как определен- ные ориентации на политическую систему и ее компоненты. В концепции Алмонда и Вербы дифференцированно рассматриваются в качестве объектов ориентаций граждан «вход» и «выход» политической сис- темы. Согласно теории политических систем на «вход» от социальной среды поступают импульсы относительно требований и поддержки, а на «выходе» по- литической системы отражается реакция системы на эти требования и уровень поддержки: система отвечает управленческими решениями и их реализацией. Ориентация на «вход» означает, что граждане через систему социального представительства (политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения) предъявляют требования политической системе, или, по крайней мере, дают знать о своих ожиданиях. Соотношение ориентаций на «вход» и «выход» являются для авторов данной концепции показателем политико- культурных характеристик граждан. Преимущественная ориентация на «вход» свидетельствует об активизме граждан, их включенности в систему политиче- ского участия, заинтересованности в решении актуальных для себя проблем. Ориентация лишь на «выход» характерна для лояльных, но политический пас- сивных граждан. Особое значение для политического поведения, особенно электоральной ак- тивности, имеют ориентации относительно собственной деятельности. Оценка своей политической компетентности означает веру или неверие в том, сможет ли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=