Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 194 мание на волонтерскую деятельность, как свободную, вариативную, творче- скую, позволяющую ребенку реализовать себя. Понимая специфику развития школьников, их возрастные психологиче- ские особенности, необходимо переосмыслить содержание деятельности кадет- ской школы и выработать новые средства, методы и приемы, отвечающие со- временным требованиям к уровню аксиологического воспитания кадетов. Одним из таких продуктивных средств является вовлечение кадетов в волон- терскую деятельность. Волонтерство строится на принципе добровольной помощи людям, жела- нии делиться своим опытом и учиться самому. Вопросы волонтерской деятель- ности отражены в трудах многих отечественных и зарубежных ученых, таких, как Н. Ю. Слабжанин, Е. Л. Шеков, Г. В. Бодренков, А. В. Шарыпин, А. Н. Ле- онтьев, Л. И. Божович, И. М. Городецкий, Л. Е. Сикорский, О. Конт, Г. Спен- сер, А. Смит, М. Вебер, А. Маслоу и др. Волонтёрство является важной частью молодёжной политики государства и участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России. Волонтерство как социально-педагоги- ческий феномен зародилось в США, где уже в XIX веке добровольцы обеспе- чивали функционирование различных некоммерческих организаций. XIX век вошел в историю как «золотой век» волонтерской деятельности. В России идея волонтёрства/добровольчества уходит в далекие времена, вглубь российской истории. Первым в России гражданским добровольческим движением были се- стры милосердия, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам. В середине 80-х годов ХХ в. происхо- дящие в стране реформы привели к отторжению от влияния молодежи на соци- ально-экономическое, политическое и духовное развитие страны. Ситуация из- менилась лишь к концу 90-х годов ХХ, когда вновь начали появляться молодежные и подростковые объединения различной направленности и пред- приниматься попытки возрождения общероссийского молодежного движения. Во всем мире молодежное добровольчество (или волонтерство) традицион- но рассматривается как некая «ступень», подготовка к будущей профессиональ- ной деятельности. Волонтерство предоставляет молодому человеку большие возможности для саморазвития, расширения знаний о своей стране, истории, культуре, традициях, для проявления заботы о других людях, испытания себя в новых условиях и обстановке. Таким образом, волонтерство является деятель- ностью, которая предоставляет возможность удовлетворить свои личные соци- альные или профессиональные потребности путем оказания добровольной и без- возмездной помощи другим людям. Волонтерская деятельность позволяет создать для кадетов жизненные си- туации, включающие их в систему ценностных отношений, в которой проявят- ся, а затем и закрепятся лучшие черты характера человека (готовность к сочув- ствию, эмпатия), сформируются необходимые социальные и профессиональные компетенции. Вовлечение кадетов в добровольческую деятельность может спо- собствовать развитию у них нравственных ценностей, альтруизма, доброты, свободы воли, сострадания и бескорыстия, развитию активной гражданской по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=