Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы социальных наук 193 А. Г. Афоничева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО АКСИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАДЕТОВ Аннотация. В статье рассмотрены вопросы аксиологического развития кадетов по- средством вовлечения их в волонтерскую деятельность. Проведено исследование ценност- ных ориентаций кадетов, вовлеченных в волонтерскую деятельность, выявлено отношение кадетов к волонтерской деятельности. Первоначально полученные результаты убеждают в позитивной динамике развития аксиосферы кадетов средством вовлечения их в волонтер- скую деятельность. Ключевые слова: аксиологическое воспитание, ценностные ориентации, волонтерская деятельность, кадеты. Для современного молодого поколения характерны приоритеты прагмати- ческих, эгоцентрических, гедонистических ценностей. Проблема становления непротиворечивых гуманистических ценностных ориентаций выпускников школ приобретает особую актуальность, что делает аксиологическое воспита- ние молодого поколения особенно значимым. Изменения, происходящие в сис- теме школьного образования, ставят акцент на воспитывающую деятельность образовательных учреждений, которая должна быть направлена прежде всего на формирование у школьников ценностного отношения к личности, к жизни, здоровью другого человека, к его позиции, другой культуре, к нравственным ценностям. Сегодня перед школой стоит задача не только научить, но и подго- товить личность ребенка для дальнейшей его социализации в обществе. Философские, социологические и психолого-педагогические аспекты про- блемы ценностного воспитания школьников нашли свое отражение в трудах В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, М. С. Когана, А. Г. Здравомыслова, И. С. Ко- на, В. А. Ядова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, З. И. Рав- кина, М. В. Богуславского, А. В. Кирьяковой, И. Л. Федотенко и др. В связи с возросшим вниманием общества и государства к проблеме ак- сиологического воспитания, в последние годы, получило развитие кадетское образование. Кадетские школы становятся все более популярны. Специфика данных учреждений очевидна: как правило это школы с круглосуточным пре- быванием детей, имеющие четкий распорядок дня, деятельность кадетов опре- деляется кадетским уставом и уставными отношениями, частью образователь- ного процесса является дополнительное образование, воспитательная работа ведется с учетом ориентации кадетов на дальнейший выбор профессии в учре- ждениях МВД и МЧС России. Противоречие между авторитарным, жестким, чрезмерно нормативным укладом жизни и ценностями демократического общества обратило наше вни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=