Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 189 но так – опираясь на авторское отношение к персонажу – читатель делает соб- ственное заключение о характере и причинах поступков героини, взгляд со сто- роны позволяет поразмышлять о прочитанном самому, не дает однозначного ответа. Этого и добивается Н. С. Лесков, не стремящийся сделать преступницу и убийцу Катерину Измайлову воплощением только зла и греховности. Намно- го важнее понять движения ее души, приведшие к трагическому финалу. Л. Н. Толстой, пришедший к 80-ым годам к мысли о важности создания народного театра, несущего простому человеку просвещение, помогающего ра- зобраться в том, что действительно хорошо и что плохо, делает историю кре- стьянина основой сюжета драмы, давая возможность каждому герою говорить самому и отвечать самому за все свои слова и поступки, а зрителю наблюдать и делать выводы. Писатель хотел наглядно продемонстрировать своему читате- лю-зрителю, какое поведение следует считать безнравственным, показывая по- ступки и суждения героев. Именно так проявлялось отношение к персонажам и самого автора. А вот судьбы героинь «Леди Макбет Мценского уезда» и «Власти тьмы» похожи: будучи замужними женщинами, они влюбляются в молодых людей, находящихся ниже по социальному положению, возвышают их до себя, а в от- вет получают обман, измену и унижения. Катерина Львовна в своем богатом доме очень одинока: муж часто уезжа- ет, детей у нее нет, подруг или родственниц тоже. Лесков говорит, что женщина находится целыми днями в «купеческом терему с высоким забором», где «ни звука живого, ни голоса человеческого». Все это напоминает сказочную царев- ну, которую заточили в высокой башне, оторвав от всего внешнего мира. Одна- ко сначала Катерина не рвется на свободу, не бунтует, а скучает. Ее жизнь на- поминает сон, однообразный и тягучий. Любовь к Сергею совершенно меняет жизнь Катерины Львовны, наполня- ет ее смыслом. Измайлова ради любимого становится смелой и решительной, теряет чувство стыда и самосохранения. Она переступает не только через соб- ственную совесть, но и через жизни других людей, мешающих ее счастью. По- этому умирает свекор Катерины, затем ее муж. И когда на пути к спокойной жизни с Сергеем невольно оказывается маленький мальчик, невинный ребенок, то женщина лишает жизни и его. Катерина не раскаивается в содеянном, не жа- леет ни о чем. Не меняет ее отношения к жизни даже рождение собственного ребенка от горячо любимого Сергея. Младенец не интересует Катерину, потому что он никак не приближает ее к Сергею. Измайлова губит свою жизнь и душу ради любви, становящейся не созидательной, а разрушительной силой. Семейная жизнь Анисьи несколько иная. У женщины есть муж Петр, бо- леющий долгое время, собственная дочь Анютка, которую Анисья, кажется, любит, падчерица Акулина. Жизнь Анисьи тяжелее, чем у Катерины Измайло- вой. Это зажиточная крестьянка, но все равно ей приходится много работать, потому что именно на ней держится хозяйство Петра. Ее любовник – это наем- ный работник Никита, любвеобильный, легкомысленный молодой человек, иг- рающий чувствами женщин. Однако, в отличие от Сергея, активно руководя- щего жизнью и решениями Катерины Измайловой, Никита не оказывает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=