Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 185 венности, духовной углубленности…Это типично небесный цвет, цвет по- коя…» [5, с. 67]. А великий немецкий поэт И. В. Гёте, создавший свое учение о цвете , увидел в синем, наряду с покоем, противоположное свойство. Синий цвет, по его мнению, «…в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя» [4]. Немец Гёте уловил в синем цвете то, что так близко русской душе: стремление к чему-то возвышенному, но недостижимому, ускользающему. По- эт пишет: « …Подобно тому, как охотно мы исследуем приятный предмет, ко- торый от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою» [4]. Эта мысль немецкого поэта перекликается с размышлением уже процитированного ранее В. Кандинского: «Чем темнее синий цвет, тем более зовет он человека в беско- нечное [5, с.67]. В поэзии И. А. Бунина синий цвет пронизывает все окружающее: ширь по- лей, морские просторы, бескрайнее небо… Синим и его оттенками окрашены полевые цветы, природные явления (иней, туман, рассвет), предметы домашне- го обихода и т.д. Обращает на себя внимание то, что глагол «синеть» встреча- ется гораздо чаще, чем прилагательное «синий» или существительные «синь», «синева». Это подчеркивает непостоянство, изменчивость окраски. В природе нет ничего застывшего, и краски могут сменять одна другую. «Гаснет вечер, даль синеет» «Степь развернулась и синеет» «Синеют утренние тени» « Синела дымка летних дней» В стихах И. А. Бунина можно уловить и традиционные, фольклорные мо- тивы, где находится место синему цвету: «За темные лесы, за синие боры» «Скрылся месяц за синие горы» «За темными, за синими лесами» С синим цветом у И. А. Бунина обычно связаны светлые, радостные эмо- ции, спокойствие и умиротворение: « синеет наше ласковое небо» «море нежной синевы» Синим окрашиваются страницы любимых книг («люблю их синие страни- цы»), дорогие воспоминания, манящие и ускользающие, недостижимые: « Синие обои полиняли Образа, дагерротипы сняли – Только там остался синий цвет – Где они висели много лет…» Синева – это память, вечность, в которой у И. А. Бунина нерасторжимо преплетены и религиозно-мистическое, и земное, человеческое. Голубой цвет также любим поэтом И. А. Буниным, но встречается не- сколько реже. Отметим, что в текстах стихотворений трудно обнаружить глагол

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=