Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 184 Т. А. Соловьева Тульский государственный университет им. Л. Н. Толстого ВСЕ ОТТЕНКИ СИНЕГО (О ЛЮБИМОМ ЦВЕТЕ ПОЭТА И. А. БУНИНА) Аннотация. В статье рассматриваются особенности употребления лексем, обозна- чающих оттенки синего цвета, в стихотворениях И. А. Бунина. Поэзия И. А. Бунина насы- щена цветообозначениями, главное место среди них принадлежит синему. Данное цветовое решение отражает авторское мировоззрение и индивидуальный стиль поэта. Ключевые слова: цвет, синий, оттенок, покой, духовность, эмоция. В знаменитом автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» И. А. Бу- нин устами главного героя выразил свое восторженно-трепетное, благоговей- ное отношение к цвету: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на эту дивную, пере- ходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, – и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок» [3, с. 31–32]. Ни персонаж повести, ни ее автор не стали живописцами, они стали художниками слова, в произведениях которых мир представлен во всем многоцветии «земных и небесных красок». Способность живо и непосредственно воспринимать красоту мира и искусства, «чувства простота» (Ахматова А. А.) в равной степени необходимы как творцу художе- ственного произведения, так и читателю или зрителю. «Глаз или ухо реагируют прежде рассудка», – отмечал И. Бродский в своем эссе «Об одном стихотворе- нии» [1, с. 400]. Стихотворения И. А. Бунина, насыщенные «цветными» эпите- тами и метафорами, заставляют глаз читателя реагировать, испытывать эмоции, связанные с тем или иным цветом. В проанализированных нами пятистах поэтических текстах И. А. Бунина встречаются все цвета, которые принято называть основными. Однако бесспор- ным фаворитом является синий цвет и близкие ему голубой и лазурный. Синий и голубой цвета довольно богато представлены в русском народном песенно-поэтическом творчестве, в иконописи, в изобразительном искусстве. Они связаны с просторами России, с ее бескрайними полями и лесами, с полно- водными реками. Поэтому для И. А. Бунина, тонко чувствующего красоту род- ных мест, эти цвета особенно близки. Психология относит синий к успокаивающим цветам, настраивающим на размышление, способствующим погружению в себя. В христианстве этот цвет символизирует вечность, настраивает на смирение, благочестие, размышления о высоком. В начале ХХ века синий цвет привлекает особо пристальное внима- ние людей искусства. Известный художник, основатель группы «Синий всад- ник» В. Кандинский так писал об этом цвете: «Синий цвет есть цвет торжест-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=