Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 182 век, как и я, то затеянное мною дело вдруг представилось мне так трудно, что я почувствовал свое бессилие [6, с. 178]. Велика роль толстовской публицистики в процессе перестройки стилисти- ческой системы русской литературной речи XIX в. Толстой был противником того, что Ю.С. Сорокин назвал «охранением внутренней формы слова», а потому в его творчестве через лексическое посредство были выражены новые, открыв- шиеся во второй половине века «отношения явлений действительности» и мно- гообразный опыт внутренней жизни человека. Толстой был едва ли не первым русским писателем, который в своей пуб- лицистике стал активно использовать экономические научные термины. Трактат «Так что же нам делать?» в главах XVII–XX содержит острую полемику Толсто- го с теоретиками политической экономии. Толстой использует весь понятийный аппарат этой науки: страницы его трактата пестрят терминами капитал, порабо- щение, имущество, деньги, факторы производства, орудия труда, отчуждение собственности и мн. др. Однако, в отличие от экономистов, Толстой сопрягает положения этой (в его понимании «воображаемой») науки с известными ему сведениями из области этнографии, истории, правоведения, приводит цитаты из Библии. В языковом отношении он создает особый публицистический стиль, сплавляющий язык экономического трактата, этнографического очерка, истори- ческого исследования, библейского рассказа и т. д. То есть Толстой существенно расширил возможности публицистического языка своей эпохи, аккумулировав разные частные публицистические стили. Он разрушил границы профессиональ- ной публицистики (этической, эстетической, экономической, политической, юридической и т. д.), до него достаточно четко разделенной языком, кругом за- интересованных читателей, характером издания и проч. Недаром с ним в равной мере (как с деятелем своей сферы) полемизировали русские религиозные фило- софы, политики всех направлений от монархистов до социал-демократов и со- циалистов, искусствоведы и культурологи, педагоги и юристы, церковные ие- рархи и правоведы. Своими статьями и трактатами Толстой создал язык новой публицистики – публицистики XX века. Этот язык не знает преград и ограниче- ний в использовании самых разнородных лексических средств, подчиненных только одной цели – максимально точной передаче авторских мыслей и чувств. Слова нравственно-этической тематики неоднократно становятся базой для специфически толстовского стилистического приема – концентрации слова, т. е. его многочисленного повторения на небольшой текстовой протяженности. При- ведем показательный пример – концентрация слова миросозерцание в трактате «Так что же нам делать?»: Я не понимал, что помочь такому человеку можно только тем, чтоб переменить его миросозерцание . А чтобы переменить миро- созерцание другого человека, надо самому иметь свое лучшее миросозерцание и жить сообразно с ним, а у меня было такое же, как у них, и я жил сообразно с тем миросозерцанием , которое должно быть изменено для того, чтобы люди эти перестали быть несчастными [6, с. 188]. Словесная концентрация у Толстого может быть бинарной: в таком случае повторяются противопоставленные или сопоставленные пары слов. Например, добро и зло в исследуемом трактате: Да, прежде, чем делать добро , мне надо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=