Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 176 и его производных, встречающихся 227 раз на 47 страницах: Замена старых властей новыми совершалась и среди других народов <…>. …бедствия, испы- тываемые ими, происходят не столько от свойства лиц, пользующихся вла- стью , сколько оттого, что существует власть немногих над многими. И по- тому люди старались обезвредить власть ограничением ее. <…> Но люди, ограничивающие произвол власти и составляющие собрания, делаясь облада- телями власти , естественно подпадали тому же свойственному власти раз- вращающему влиянию, которому подпадали самодержавные власт ители. Лю- ди эти, становясь участниками власти <…>, производили такое же зло и становились так же тяжелы для народа, как и самодержавные власт ители. Тогда, для того чтобы еще более ограничить произвол власти , среди некото- рых народов была уничтожена совершенно монархическая власть и установ- лено правительство… <…> Оно и не могло быть иначе, так как мысль ограни- чить власть участием во власти всех людей, подлежащих власти , в самом корне своем ошибочна и представляет внутреннее противоречие [36, с. 322]. Воздействующая сила публицистики Л. Н. Толстого может быть объяснена также особым построением текста, для которого характерны анафоричность и синтаксический параллелизм. Так, в статье «Религия и нравственность» 12 предложений начинаются словами из этого отношения вытекает : Из этого отношения к миру вытекают нравственные учения… Из этого же отноше- ния <…> вытекают нравственное учение буддизма… Из этого отношения к миру вытекает известные нам нравственные учения древнего римского и гре- ческого мира…; из этого же отношения вытекают нравственность еврей- ская…; из этого же отношения к миру вытекает нравственность большин- ства женщин… Из этого отношения человека к миру вытекают все высшие известные человечеству нравственные учения… [39, с. 16–17]. При этом часто оба средства выразительности используются одновременно: По первому опре- делению религия есть то, во что , по его убеждению, справедливо верит тот человек, который определяет ее. По второму определению она есть то, во что , по наблюдениям определяющего, несправедливо верят другие люди. По третьему определению она есть то, во что полезно заставлять верить лю- дей [39, с. 4]. Нередко подобные конструкции повторяются трижды, что гово- рит об умелом применении автором риторических приемов, обеспечивающих реализацию максимальной воздействующей силы высказывания: Нецелесооб- разной я считаю такую деятельность потому, что… Неразумной я считаю эту деятельность потому, что… Неправильной же я считаю эту деятель- ность потому, что… [36, с. 158]. Еще одной особенностью публицистики является ее художественность. Многие статьи содержат сюжетные вставки, иллюстрирующие философские рассуждения автора (см., например, «Великий грех» т. 36, с. 207–210). Созда- нию художественности способствует также включение в публицистический текст метафор и сравнений: Русский народ стоит теперь в положении сказоч- ного богатыря на разделении двух дорог, одинаково ведущих к гибели [36, с. 332]. Как правило, ими сопровождаются рассуждения писателя о процессах, происходящих в обществе и государстве, о судьбе народа при настоящем по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=