Университет XXI века: научное измерение
Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 167 В «военных рассказах» Толстого – «Набег», «Рубка леса» – этнографиче- ские элементы достаточно своеобразны. Местный колорит, географическая эт- нография может служить перспективой развития художественной мысли писа- теля. Фольклорное начало также находит отражение в художественной системе рассказов. Песня является отражением народного быта, при этом делается ак- цент не только на этический, но и на эстетический строй сознания народа. Фольклоризм и этнографизм у Л. Н. Толстой своеобразны. Песни, которые присутствуют в произведениях писателя, сливаются с действиями, что вносит в поэтику произведений особый колорит. На основе «кавказских» рассказов у Толстого можно поучиться многим современным писателям так отражать кра- соту и величавость гор, горского народа, его традиций, яркость языка, песен, одеяния. Это мы отчетливо можем увидеть не только в ранних произведениях Толстого, но и в более поздней повести «Хаджи-Мурат», где Толстой не просто реалистически, но с большим уважением и даже любовью описывает все то, что узнал, что увидел, что вобрал в себя во время службы на Кавказе. Военные кар- тины, которые присутствуют в «Хаджи-Мурате», во многом продолжают тра- диции ранних «военных рассказов» Толстого. Принципы изображения военного быта осажденного города писатель также использовал в других своих произве- дениях – например, в рассказе «Севастополь в декабре месяце» из цикла «Сева- стопольские рассказы», приближая произведение к этнографической хронике [2] . Рисуемые картины могут быть восприняты как некий исторический этно- графизм, бытописание войны, воспроизведенной отдельными деталями военно- го быта и местности. Безусловно, в творчестве Толстого нашел отражение и Тульский край с его фольклорно-этнографической историей. Живя в Ясной Поляне, писатель изучал жизнь народа, непосредственно общаясь с ним. Толстой любил смотреть на праздничные обряды, которые происходили в деревне Ясная Поляна, слу- шать песни, смотреть на русские пляски, с интересом изучать особенности тульского народного костюма. Яснополянские впечатления позже отразились во многих его произведениях, в частности в повести «Детство», рассказе «Утро помещика», в романе-эпопее «Война и мир», романе «Анна Каренина». В статье «Песни на деревне» Толстой описывает проводы рекрутов. Мы слышим звуки гармошки, песни. Наряду с картинами тяжелой жизни крестьян Толстой нарисовал немало сцен, воспевающих радость физического труда, ощущение счастья слияния с природой. Таковы сцены косьбы Калинова луга, эпизоды в очерках «Идиллия», «Тихон и Маланья», исключительное по своей выразительности описание уборки урожая в седьмой главе «Детства»[1]. От- дельные сцены и описания природы, связанные с Ясной Поляной, разбросаны и в других произведениях. Например, в повести «Дьявол» в зарисовках леса и в сцене пения и пляски баб перед барским домом угадывается Ясная Поляна. В неоконченном рассказе «Святочная ночь» есть отрывок, при чтении которого вспоминается нижняя часть парка усадьбы с прудом и любимым местом матери Толстого – беседкой-вышкой, где она часто ожидала мужа, возвращавшегося из дальних поездок [1].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=