Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 165 судьбе, путая это понятие со истинным христианским смирением. Между тем, Достоевский на примере Сони показал развитие сильной и цельной личности. 8) Общая характеристика Сони: причастность к бытию через принятие другого человека как ценности и его боли как своей; образ Сони сближается с архетипами Мать и Богородица; деятельное добро. По такой же схеме можно проанализировать и личности других героев ро- манов «Преступление и наказание» и «Идиот». Н. А. Бердяев считает, что «воспитывать – это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть». [2, 11] Это положение в пол- ной мере характеризует воспитательный потенциал романов Ф. М. Достоевского. В романах Ф. М. Достоевского личность человека представлена объёмно и целостно во всей своей противоречивости и полноте, в реальной жизни и кон- тексте жизненного пути. Важным направлением воспитательной работы учите- ля является формирование системы ценностей личности школьника, основой которой должны стать не абстрактные и отвлечённые идеи, а реальный ценно- стно пережитый опыт, который можно обрести посредством рефлексии и само- рефлексии при изучении творчества Ф. М. Достоевского. Воспитательный потенциал его романов может стать основой системы ценностно-ориентиро- ванного обучения и воспитания школьников. Литература 1. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Бело- польская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова.– М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2007. 2. Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев.– М.: Изд-во Лемана и С. И. Сахарова, 1918. 3. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский.– М., 1959. 4. Коржова, Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и её жизненный путь в художественной литературе / Е. Ю. Коржова.– СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=