Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 164 Реализовать воспитательный потенциал романа «Преступление и наказа- ние» можно посредством следующих методов: беседа, лекция, объяснение, разъяснение, убеждение, внушение, дискуссия (формирование сознания лично- сти читателя в ходе анализа романа); создание воспитывающих ситуаций (фор- мирование опыта общественного поведения и ценностей человека на примерах персонажей); оценка, замечания, критика/самокритика, контроль/самоконтроль (сопоставление персонажей между собой и с реальными людьми из современ- ной жизни (с учётом соблюдения этических норм)). Для примера рассмотрим развитие самосознания Сони Мармеладовой (анализ и рефлексия эпизодов её встреч с Раскольниковым в квартире Сони – часть четвёртая глава IV и часть пятая глава IV). Используем схему, предло- женную Е. Ю. Коржовой. [4, 389–393] 1) Жизненная ситуация. «Вызов» жизни (необходимость выбора): вынуж- денная жертва («жёлтый билет»), самоубийство или медленное умирание из-за нищеты. 2) Нравственные характеристики. Соня умеет чувствовать и понимать лю- дей, осознаёт необходимость прощения и отказа от деструктивной борьбы. Её нравственный «фундамент» – вера, надежда и любовь. 3) Дифференцированный диагноз жизненных ориентаций и жизненная по- зиция. Внутренняя детерминация – сознательное принятие страданий, сочетает- ся с внешней – полагание на волю Бога. 4) Организация внутреннего мира. По своей природе Соня робкая, осто- рожная, кроткая и покорная. Смирение – её важная характеристика, но это не желание сдаться, опустить руки и плыть по течению, а осознание того, что «я Божьего промысла знать не могу» [3, 402]. 5) Способ взаимосвязи внутреннего и внешнего мира. Отношение Сони к окружающим можно охарактеризовать как «ненасытимое страдание». 6) Внешняя реализация внутреннего мира проявляется в: – Отношении к жизни. С одной стороны – страдание от осознания собст- венной греховности, с другой – сострадание к окружающим и внутренняя чис- тота: «Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически <...> ещё не проник ни одною каплею в её сердце» [3 , 317]. – Направленности (жизненной задаче). Центр системы ценностей Сони – все окружающие. Она в деятельности реализует заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя». – Поле жизнедеятельности. Внутренний конфликт разрешается через ду- ховный рост, проявляющийся в деятельном сострадании. – Поступках. Соня действует с позиции Взрослый (по Э. Бёрну): она взяла на себя ответственность за финансовое обеспечение семи, сумела начать жизнь «с нуля» (смена социальной роли по приезде в Сибирь), деятельно помогает страдающим. 7) Развитие личности. Раскольников предполагал для Сони три пути: «бро- ситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одур- манивающий ум и окаменяющий сердце». [3, 317] Этот взгляд обычно допол- няют четвёртым исходом (выходом из ситуации) – рабской покорностью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=