Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 163 Е. В. Лобанова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОМАНОВ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Аннотация. В статье приведена модель методики реализации воспитательного потен- циала романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: воздействие на чувства и ра- зум читателей через развитие самосознания. Рекомендованы методы работы. В качестве примера рассмотрено развитие самосознания и личности Сони Мармеладовой. Ключевые слова: воспитательный потенциал, Достоевский, самосознание, ценности, развитие личности. Воспитательный потенциал любого литературного произведения заключа- ется в воздействии на чувства и разум читателя. В школьную программу (10 класс) включены романы «Преступление и наказание» и «Идиот», то есть чело- век впервые знакомится с ними в возрасте 16–17 лет. В этот период жизни ак- туализируется процесс самосознания, когда человек задаётся вопросами: что со мной? что я делаю? о чём думаю? И. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания: 1) Сопоставление Я с Другим: некоторое качество воспринимается и по- нимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя в процессе само- восприятия и самонаблюдения. 2) Отношения Я-Я через процессы самоанализа и самоосмысления: субъ- ект, с одной стороны, соотносит своё поведение с той мотивацией, которую он реализует, а с другой, оценивает собственные мотивы с точки зрения общест- венных и внутренних требований. Результатом такого развития самосознания является формирование инди- видуальной «жизненной философии» в целом – планов и целей, собственного достоинства, общественной ценности и пр. [1, 150] Преподаватель литературы может применить этот подход к развитию са- мосознания в процессе реализации воспитательного потенциала художествен- ного произведения. Обратимся к роману «Преступление и наказание». В нём Ф. М. Достоев- ский показывает разнообразные аспекты жизни человека, представляет различ- ные перспективы его бытия, определяемые личным выбором героя. Задача пе- дагога-воспитателя заключается в раскрытии для учащихся внутреннего мира персонажа на основании авторской художественно-образной реконструкции. Подростков нужно научить критически оценивать личности героев, понимать истинные мотивы их действий и прогнозировать для самих себя результат тех или иных поступков, варианты выхода из различных ситуаций, зависящие от жизненных ориентиров и духовно-нравственных ценностей человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=