Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы отечественного литературоведения и лингвистики 161 лектных явлениях вообще не просто, потому что сами диалектные системы на- ходятся во многом в состоянии нивелирования тех или иных фактов. Мы обратимся к противопоставленным лексическим фактам, существую- щим в тульских говорах. Актуальность данного вопроса определяется не только тем, что было сказано выше, но малой степенью изученности вообще тульской диалектной лексики, недостаточностью ее системного анализа. Нами уже неоднократно отмечались устойчивые выражения в структуре обрядов, очень часто такие выражения относятся к структурам глагольного ти- па [2, с. 91-96]. Например: колышки смотреть и лавочки смотреть . Подобные выражения обычны для тульских говоров, так как называют часть свадебного обряда, в ходе которой родственники невесты накануне свадьбы отправляются к жениху осматривать его дом и все хозяйство в целом. Сами информанты ука- зывали на то, что чем больше колышков в заборе, которым огражден дом у же- ниха, тем лучше и богаче живет его семья, то есть больше кольев – больше и длиннее забор. В принципе, наличие лавок в доме также может свидетельст- вовать об определенном уровне жизни семьи и уровне ведения хозяйства: чем больше лавок – тем лучше живут. Таким образом, можно констатировать, что в данном случае колышки (колья) и лавки являются материальными выразите- лями идеи богатства или уровня жизни. Однако сами эти выразители представ- лены в языковом компоненте обрядов по-разному. Дом смотреть приходили – это как колышки смотреть ходят. (д. Ливенское, Лен.); У нас говорят не ко- лышки смотреть, а лавочки смотреть, а так всё смотрят: и дом, и двор. (с. Симоново, Заок.). Справедливости ради надо отметить, что, помимо колыш- ков и лавочек, могут быть варианты колушки, лавки, полати, колья, дом, поме- стье. Отметим, что колушки, колья – это фонетические и морфемные варианты, так же, как и лавочки, лавки . А вот про полати необходимо добавить, что они могут быть рассмотрены в одном ряду с лавочками и лавками , потому что пред- ставляют собой также устройство дома (обычно между печью и стеной) и име- ют горизонтальное расположение, довольно широкие и вместительные. Иной разновидностью в рассматриваемых нами выражениях являются слова дом и поместье . Безусловно, это они обозначают иные реалии. В данном случае дом и поместье являются более конкретными воплощениями понимания и оценки материального уровня жизни. Дом смотреть приходили – это как ко- лышки смотреть ходят. (д. Ливенское, Лен.). Когда уж все слажено, невести- на родня ходила поместья смотреть: куда невеста жить придет, хорошо ли ей будет. (с. Шилово, Ефрем.). Если обращаться опять же к данной части свадебного обряда, то можно ос- тановиться и еще на одном различии, которое также наблюдается в обозначе- нии этого этапа. Это лексема считать , которая функционирует точно так же, как и лексема смотреть, однако встречается реже. Появление данного слова вполне оправданно, мы выше уже писали о том, что во многом по количеству колышков (колушков, кольев) можно было определить уровень жизни жениха. Именно поэтому наличие в составе подобных выражений глагола считать не вызывает удивления. Эта лексема непосредственным образом отражает цели

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=