Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 158 и через несколько дней был написан очерк «Брат Сережа». «На днях он умер, – пишет Толстой, – и в предсмертной болезни и умирая, он был так же непости- жим мне и так же дорог, как и в давнишние времена детства» [1, с. 194–195]. Писатель отмечает, что в последние годы жизни брат особенно дорожил привя- занностью Толстого, его любовью, гордился им и желал быть во всем соглас- ным с ним, «но не мог, и оставался таким, каким был» [1, с. 195]. И в этом Тол- стой видит главное достоинство Сергея – умение оставаться самим собой «и, главное, до такой степени правдивым и искренним человеком, какого я никогда не встречал» [1, с. 195]. А ведь за плечами Толстого уже был колоссальный че- ловеческий, художнический опыт, и, конечно, признание беспримерной прав- дивости и искренности брата означает признание подлинного духовного вели- чия этого человека. Как-то племянница Толстого В. В. Нагорнова спросила дядю, «почему он нигде не описал Николеньку [старшего из братьев Толстых. – Л.З. ]» [2, с. 465]. И Толстой ответил, что «он пробовал его описывать, но ничего не выходило» [2, с. 465]. «Не то, не то», – говорил он. – «Образ Николеньки – неуловим. Опи- сать его невозможно» [2, с. 465]. Безусловно, в этих словах писателя – призна- ние некоей сакральности, священности образа Николая Николаевича – любимого брата Толстого. И когда писатель вел с племянницей разговор о невозможности воплотить образ старшего брата в слове, он, очевидно, имел в виду то, что Ни- колай нигде, ни в каком из произведений не стал прототипом кого-либо из ге- роев. В самом деле: черты брата Дмитрия угадываются в старшем брате Левина Николае, герое романа «Анна Каренина»; отдельные детали судьбы брата Сер- гея нашли отражение в «Войне и мире». А вот образ брата Николая как будто остался «невоплощенным», поскольку слишком значителен и потому «неуло- вим». И все-таки в конце жизни Толстой напишет очерк «Фанфаронова гора», который посвятит памяти любимого брата. «Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек» [1, с. 189]. – Кажется, после той обстоятельно- сти, с которой Толстой написал о братьях Дмитрии и Сергее, эта характеристи- ка выглядит более чем скупо. Но не это ли отражение той «неуловимости» об- раза Николеньки, о которой говорил Толстой племяннице? Писатель отмечает черты несомненного художественного дарования старшего брата, которое в нем признавали все. Но для писательства, замечает Толстой, Николенька «не имел главного нужного для этого недостатка: у него не было тщеславия» [1, с. 189]. И опять в подтексте звучит упрек Толстого самому себе как раз за наличие в нем этого качества. Главная же черта старшего брата – «высоконравственное мировоззрение» [1, с. 190]. Что может быть важнее в человеке? Да, именно Ни- коленька открыл младшим братьям и «муравейное братство» [1, с. 191], и тайну зеленой палочки, на которой написано, «как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были постоянно счастливы» [1, с. 191]. Конечно, это были фантазии старшего брата, но рожде- ны они были не только его живым воображением, но и, по замечанию Толстого, «любовью к людям, к доброте» [1, с. 192]. И эти уроки любви и добра великий писатель пронесет через всю свою жизнь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=