Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 15 В современном обществе образование рассматривается как ключевой ме- ханизм воспроизводства общественного интеллекта и культуры в целом. Исхо- дя из этого, стратегические приоритеты развития образования должны форми- роваться с учетом изменений целей, содержания и характера деятельности учреждений образования в интересах устойчивого развития. Стоит отметить, что нынешнее динамическое развитие нашей страны тре- бует воспитания активного гражданина, конкурентоспособного специалиста, обладающего научными и профессиональными знаниями и навыками, обеспе- чивающего устойчивое развитие образования и всей страны [2]. В соответствии с приоритетными задачами модернизации системы допол- нительного образования взрослых на основе одного из основных приоритетов качества образования, обозначенного в Кодексе Республики Беларусь об образо- вании, мы рассмотрим принципы достижения нового, современного качества об- разования, которое в настоящее время становится главным геополитическим фактором в мире, так как оно позволяет в любой сфере деятельности её участни- кам достичь максимально возможного результата [8]. Такой подход обусловливает изменение требований к организации образова- тельного процесса, определению его новых качественных характеристик, поста- новке принципиально новых социально-педагогических задач, развитию наукоем- кости педагогической деятельности с проебладанием развивающих, стимули- рующих, проективных и рефлексивных тенденций. Мы рассматриваем профессиональное становление педагога как непре- рывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педа- гога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности. Таким образом, мы рассматриваем профессиональное развитие педагога не только как развитие их профессиональной деятельности, но и как развитие спо- собностей у педагогических кадров к самоорганизации, самореализации и са- моразвитию на основе уникальных принципов самосовершенствования профес- сионального мастерства, обеспечивающих развитие познавательной активности школьников и их осознанного профессионального становления [4]. Проведенное нами социологическое исследование в системе дополнительного образования взрослых позволили определить концепцию процессов реализации об- разовательных программ повышения квалификации представителей педагогиче- ского сообщества Гродненской области, которая направлена на: обобщение поло- жительного, передового педагогического мастерства; обновление, углубление знаний; развитие профессионально-педагогических компетенций; самоопределение на педагогическую деятельность; постоянное и системное самообразование [5]. В исследовании приняли участие 3088 педагогических работников Грод- ненской области Республики Беларусь из следующих учреждений образования: дошкольного – 744 (24,1 %); общего среднего – 1828 (59,2 %); профессиональ- но-технического – 312 (10,1 %); среднего специального – 204 (6,6 %). Информационно-коммуникационные ресурсы по результатам проведен- ного социологического исследования включают в себя следующие характери- стики респондентов: возраст; гендерная принадлежность; занимаемая долж-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=