Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 139 игры (волейбол и баскетбол), у юношей лидируют различные виды едино- борств и спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол). Таблица 1 Структура слонностей к определенным видам спортивной деятельности у студентов 1 курса ТГПУ им. Л.Н. Толстого Девушки Волейбол, баскетбол Легкая атлетика/ лыжи Плавание Гимнас- тика Танцы Другие Нет Всего 46 19 20 12 72 18 106 293 15,7% 6,4% 6,8% 4,0% 24,6% 6,1% 36,2% 100% Юноши Волейбол/ баскетбол Легкая атлетика/ лыжи Плавание Едино- борства Футбол Другие Нет Всего 11 5 7 13 8 11 15 70 15,7% 7,1% 10,0% 18,6% 11,4% 15,7% 21,5% 100% Колонка «Другие» включает в себя довольно обширный круг видов ФСД, но редко встречающихся у студентов (шахматы, парашютный спорт, конный спорт, настольный и большой теннис, спортивное ориентирование, туризм и пр.). Силу мотивов физкультурно-спортивной деятельности (0–27 баллов) мы определяли по шкале А. В. Шаболтаса (табл 2, 3). Было установлено, что сила определенного мотивов заниматься ФСД и у де- вушек, и у юношей недостаточна. Во всех исследуемых группах только по три- четыре мотива находятся в диапазоне средней степени выраженности. Наиболее весомыми мотивами у девушек и у юношей являются мотивы физического самоутверждения и эмоционального удовлетворения (табл. 2, 3). Необходимо отметить, что у лиц, имеющих склонность в определенному виду физкультурно-спортивной деятельности, сила мотива выше. Причем, по некоторым мотивам эта разница находится на достоверно значимом уровне (t-критерий Стьюдента). Так, например, у девушек это наблюдается по моти- вам эмоционального удовлетворения (t=3,38; р≤ 0,001); социального самоут- верждения (t=1,99; р≤ 0,05); социально-эмоциональному (t=2,49; р≤ 0,05) и достижению успеха в спорте (t=2,55; р≤ 0,05). У юношей достоверные раз- личия в группах наблюдаются только по спортивно-познавательному мотиву (t=2,86; р≤ 0,01).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=