Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 134 фессий, студенты-инофоны, а также обучающиеся с проблемами физического или психического здоровья. Психолого-педагогические исследования убежда- ют, что в мультикультурном и полиэтническом пространстве резко возрастает частота деструктивных беспредметных конфликтов. Включение разных групп студентов в единое образовательное пространство является дополнительным социальным вызовом: неуправляемая гетерогенная среда может спровоциро- вать рост насилия и девиаций. Физические и психические риски для студентов с ограниченными возмож- ностями здоровья создает наличие барьеров и механических препятствий в среде университета. Социометрия выявила наиболее низкий социальный статус у сту- дентов, имеющих особые образовательные потребности, а также у инофонов. Новые риски, меняющие ситуацию профессионального самоопределения, связаны с участием студента в трудовой деятельности. И преподаватели, и сту- денты в большинстве своем отмечают, что трудовая деятельность негативно сказывается на академической успешности студента, вызывает перегрузки, пе- реутомление, снижение интеллектуальных возможностей. Студенты относятся к своей работе как к вынужденному обстоятельству, помогающему в решении материальных проблем. Риски работающего студента в значительной степени связаны с проблемами его профессиональной адаптации. На учебную деятель- ность студента в университете негативно влияют трудности психологической, производственной и социальной адаптации. Сложности профессиональной адаптации студента часто приводят к сни- жению его самооценки, повышению тревожности, неуверенности, ухудшению психологического и физического самочувствия. Рефлексия преподавателями университета стиля своей педагогической деятельности, моделей взаимодействия в контексте потенциальных рисков сту- дентов может стать основой для адресной самокоррекции. Снижение уровня потенциальных угроз, ориентация каждого преподавате- ля университета на создание на своих лекционных и семинарских занятиях психологически безопасной образовательной среды, проектирование ситуаций успеха для студентов с низким социальным статусом – все это позволит преду- предить педагогические риски, повысить эффективность образовательного процесса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=