Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 133 Одним из наиболее значимых рисков, мешающих академической успешно- сти и профессиональному самоопределению студентов, по мнению преподава- телей университета, является доминирование у первокурсников внешней моти- вации, не связанной ни с содержанием, ни с ценностями профессиональной деятельности учителя. Педагоги подчеркивают, что студенты не умеют: – записывать лекции, составлять планы, конспекты; – выступать с докладами и сообщениями; – выделять в тексте главное и второстепенное; – аргументировать свою мысль; – участвовать в дискуссии, убеждать, слушать оппонента; – формулировать и задавать вопросы. Еще один очевидный для преподавателей университета вид риска – это психологическая и технологическая неготовность студентов к ситуации внеш- него контроля (тестирования, зачета, экзамена). У первокурсников доминирует мотивация «избегания неудачи»: страх получить низкую оценку, остаться без стипендии, не оправдать ожиданий родителей вызывает стрессовые реакции. Для гиперответственных студентов характерна мотивация достижения, что уве- личивает вероятность физических и психических угроз: опасность переутомле- ния, перегрузки, нервного срыва. Педагоги подчеркивают негативное влияние «студенческого инфантилиз- ма» на успешность учебной деятельности. Феномен «инфантилизма» характеризуют: – неадекватно завышенная или заниженная самооценка студентов; – внешний локус контроля; – постоянно меняющийся уровень притязаний; – стремление делегировать другим (родителям, однокурсникам, куратору) ответственность за свою деятельность и успеваемость; – отказ от ситуаций выбора; – выраженный эгоцентризм, гедонизм, прагматизм; – нарастающие сомнения в правильности профессионального выбора; – преобладающая растерянность, неумение прогнозировать свое будущее. – потребительское отношение к своему ближайшему окружению, студенту все «должны» (деканат, староста, однокурсники, родители). Группа рисков, которые выделяют сами студенты, существенно отличается от представлений преподавателей университета. Иерархия страхов первокурсни- ков (педагогическое образование) представлена следующим образом: больше всего студенты опасается замечаний, унижения, оскорблений со стороны препо- давателя; на второй позиции – возможные насмешки однокурсников, конфликты с ними; третья позиция связана со страхом допустить ошибку, плохо ответить на экзамене, получить низкую оценку; далее страх лишиться стипендии, подвести родителей. Дополнительными факторами риска выступают также усталость сту- дента, его неуверенность, тревожность, наличие различных фобий (боязнь сту- денческой аудитории, страх ошибки, собственной некомпетентности). Новые риски в студенческой аудитории создает гетерогенное образование, когда в одной аудитории находятся представители разных стран, культур, кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=