Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 132 профессии. Проблема риска обостряется в ситуации профессиональных дефор- маций педагогов, ухудшения здоровья преподавателей и студентов, их эмоцио- нальных, психических и физических перегрузок. Современные исследования указывают на крайне низкие показатели физического и психического здоровья преподавателей университета как профессиональной группы. Для значительной части преподавателей университета, как профессиональной группы, характерен синдром «эмоционального выгорания», связанный с развитием негативных психологических проявлений, с апатией, снижением профессионального инте- реса, самооценки, появлением фобий. Усиливают эмоциональное выгорание повышенные нагрузки, социальный дискомфорт из-за невысокого размера за- работной платы и падения престижа профессии преподавателя вуза; ухудшение возможностей заботы педагогов о своем здоровье. Среди ведущих факторов риска преподавателей: психоэмоциональное напряжение; высокая плотность межличностных контактов, гиподинамия; ортостатические нагрузки; неудовле- творенность профессиональной деятельностью; продолжительное пребывание в аудитории. Риск преподавателя университета связан также с рассогласованием ценно- стей, приоритетов педагогов и студентов. Различные преподаватели реализуют разные, часто несовпадающие и даже противоположные цели, при этом резуль- таты их деятельности плохо прогнозируются. В одних случаях риск может быть рациональным и обоснованным, а в других – неоправданным. Место риска, его функции, структуру, законы генезиса рассматривались в трудах А. Г. Асмолова, И. Г. Абрамовой, А. В. Брушлинского, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина и других. С позиции рискологии полезно рассмотреть следующую типологию опас- ностей, так или иначе представленных в образовательной среде: потенциальная опасность выражается в понимании личностью угроз, исходящих от объектов или субъектов (проявление агрессивности, жестокости, грубости, девиаций); мнимая опасность – создается вымышленный образ опасной ситуации и адек- ватные ему поведенческие реакции; спровоцированная опасность связана с виктимным поведением жертвы; реальная опасность, т. е. объективно сущест- вуют угрозы физическому и психическому здоровью. Управление рисками предполагает, с одной стороны, готовность препода- вателя и студента определить, в какой степени риск оправдан, с другой, преду- предить нежелательные риски. Полезно рассмотреть и сравнить, в чем видят потенциальные риски образовательной среды университета преподаватели и студенты. Феномен «риска» преподаватели и студенты понимают достаточно близко: «фактор, мешающий эффективному образовательному процессу», «препятствующий успешной учебной деятельности студента», «тормозящий профессиональное самоопределение», «создающий ощущение психологической или социальной угрозы», «вызывающий ощущение страха, будущей неудачи». Каков взгляд преподавателей университета на потенциальные риски для сегодняшних студентов? Какие угрозы видят для себя сами студенты в образо- вательном процессе?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=