Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 131 И. Л. Федотенко 1 , В. Казашко 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; 2 Академия искусства, музыки и танца (Пловдив, Болгария) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ РИСКОЛОГИИ Аннотация. В статье рассматривается феномен педагогического риска, представлена типология опасностей. Описаны основные риски, которые выделяют в образовательной сре- де университета, как преподаватели, так и студенты. Выделены факторы, усиливающие по- тенциальные риски образовательной среды. Ключевые слова: образовательная среда, риск, рискология, типология опасностей, мо- тивация, студенты-инофоны, студенческий инфантилизм, учебно-профессиональная дея- тельность. Образовательная среда современного университета представляет собой сложно-организованную, открытую, вероятностно-детерминированную, вариа- тивную, инклюзивную, гетерохронную, динамическую систему. Вместе с тем, для образовательной среды характерен определенный консерватизм, низкая адаптивность, высокая ригидность, потенциальная способность к саморазви- тию, саморегуляции. В последние годы феномен риска превратился в объект междисциплинар- ных исследований: понятие риска многозначно, полифонично, имеет множест- во определений и типологий. Изучение риска как психологического, социаль- ного, педагогического фактора, характерного для высшего образования, открывает реальные возможности для его направленной превенции. Риск в педагогическом аспекте традиционно рассматривается как мера по- тенциальной неудачи субъектов образовательного процесса, которая влияет на систему их ценностей, стиль взаимодействия, выбор позиции, принятие реше- ний. Риск имманентно присущ всякому педагогическому пространству, но вме- сте с тем, рост случайности, неопределенности, стохастичности существенно повышает вероятность риска. Таким образом, рассмотрение образовательной среды университета через призму рискологии, обоснованно и закономерно. Риски в образовательной среде университета имеют объективно-субъективную природу. Как объективная категория, риск позволяет регулировать отношения между преподавателем и студентами, вместе с тем, риск субъективен, так как связан с оценкой поведения, деятельности, выбором альтернатив. Феномен «риска» многогранен, противоречив, амбивалентен. С одной стороны, риск по- могает преподавателю преодолевать консерватизм, шаблоны, стереотипы, пси- хологические барьеры, способствует реализации перспективных идей. С другой стороны, риск может привести к неудачам, разочарованиям, ухудшению само- чувствия преподавателей и студентов в образовательном процессе, уходу из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=