Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 129 М. С. Сороцкий Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ГУМАНИТАРНЫЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОТЕРАПИЯ ЛИЦ С ОВЗ» СТУДЕНТАМ III КУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ТГПУ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО Аннотация. Статья посвящена особенностям преподавания дисциплины «Психотера- пия лиц с ОВЗ» студентам III курса психологического факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого Ключевые слова: гуманитарный и гуманистический потенциал, воспитание высших чувств, копинг-механизмы, соматизация. Нас тянет к тем, кто душу обнимает, Нас не сгибает, не ломает. Он просто встанет близко рядом, Согреет добрым теплым взглядом. Александр Туганов На наш взгляд, само по себе преподавание дисциплины «Психотерапия лиц с ОВЗ»¸помимо общих представлений о целях, задачах и содержании мно- госложного психотерапевтического процесса, способно актуализировать в соз- нании будущих специалистов-психологов два основополагающих начала – гу- манитарный и гуманистический потенциал, столь необходимый в освоении будущей профессии. Сущность самого образовательного процесса состоит не только в инфор- мационном обеспечении будущего специалиста, наделении его соответствую- щими знаниями, умениями и навыками, но и в содействии (поддержке) лично- стного становления (что отнюдь, не одно и то же). Как всегда здраво и рассудочно мнение о назначении образования в рас- сматриваемом нами контексте рассуждений моего Учителя и Друга, профессора кафедры философии ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Н. Назарова: «Образование – это руководство к преобразованию самого человека в его существе, пробужде- ние в нем духовного начала, его духовное преображение». [1, с. 243, 244]. Психология в ее прикладном (психотерапевтическом) применении являет- ся наукой сугубо гуманитарной, иначе говоря, согласно данному определению, она призвана способствовать пробуждению и дальнейшему развитию у обу- чающихся определенных высших чувств- этических, эстетических, интеллекту- альных, праксических. К обозначенным нами высшим чувствам относятся чув- ства любви, долга, сострадания, прощения, сомнения, чувство рецепции трагического, комического (юмор), чувство увлеченности, удовлетворенности работой. Все эти сложные переживания помогают уже сложившемуся специа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=