Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 127 Процесс обучения в вузе в настоящее время все более опирается на само- стоятельную деятельность студента. В связи с введением новых учебных пла- нов удельный вес самостоятельной работы студента возрастает. Взаимодействие преподавателей со студентами строится на основе того, насколько глубоко преподаватель осознает конечную цель обучения и воспита- ния, какого специалиста готовит вуз, как система данных специальных знаний вписывается в общую профессиограмму будущего специалиста, как формиро- вать профессиональную направленность. Другая задача преподавателя – преобразовать государственные цели, уже осознанные и трансформированные в педагогические цели самим преподавате- лем, в психологические цели студента, активно и целенаправленно участвую- щего в учебно-воспитательном процессе, а самое главное, путем самостоятель- ной работы формирующего в себе профессиональные качества учителя. Еще одной крайне ответственной задачей преподавателя является организация по- знавательной деятельности студента. Обучение всегда имеет «адресную направленность» и включает персони- фицированный аспект, т. к. осуществляется конкретными людьми. Преподаватель также прогнозирует свою деятельность и деятельность учащихся, исходя из требований условий обучения. Творчески работающий преподаватель умеет предвидеть ход учебного процесса, понимает цели, задачи, общие тенденции обучения и ролы каждого предмета вузовской программы в подготовке специалистов. Обучающая деятельность должна являться не только организующей, по- буждающей, информационной и контролирующей, но в большей степени про- гностической. Процесс научения специальному знанию является сложным индетермини- рованно-детерминированным процессом. Обучающая деятельность преподавателя протекает в форме циклического повторения ряда основных и вспомогательных операций. К первым будем от- носить операции, непосредственно направленные на организацию обучения. Вторая группа состоит из вспомогательных операций, необходимых для подго- товки и обеспечения нормального выполнения основных. Конкретно систему действий преподавателя можно представить в следующем виде: Основные операции: 1. Подготовка студентов к восприятию информации. 2. Передача учебной информации. 3. (Управление) Организация познавательной деятельности учащихся. 4. Контроль усвоения. Вспомогательные операции: 1. Планирование учебного процесса. 2. Обеспечение учебного процесса необходимыми средствами обучения и т. п. [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=