Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 126 Критериями являются: мотивы учения, интересы (познавательный и профес- сиональный), ценностные ориентации студентов в учебной Деятельности, умения и навыки познавательной деятельности, отношение к НИР, качество знаний. Можно выделить педагогические условия формирования познавательно- профессиональной потребности: профессионально-ценностная ориентация сту- дентов в учебной деятельности; развитие профессиональных мотивов познава- тельной деятельности. Для активизации обучения важно создавать условия, вызывающие позна- вательную потребность, тогда усвоение знаний происходит наиболее успешно и максимально способствует интеллектуальному развитию обучаемого. Усиление степени активности и самостоятельности при решении познава- тельных задач постепенно приближает обучаемых к творческой деятельности. Необходимо выявление оптимальных условий, способов и приёмов обуче- ния, которые бы учитывали психолого-физиологические возможности студен- тов по восприятию учебной информации. Умелая социально-психологическая организация занятий вызывает ряд по- ложительных эмоций и интеллектуальных явлений у студентов: готовность работать для достижения целя. умение излагать и отстаивать свое мнение, удовлетворение от успеха. Условиями максимальной успешности познавательной деятельности являются: – применение студентами рациональных приемов познавательной деятельности; – наличие у студентов стремления к приобретению знаний и умений; – наличие у студентов познавательного интереса. Недостатки сформированности приемов познавательной деятельности от- рицательно сказываются на ходе учебного процесса, проявляясь в отсутствии у студентов интереса к учебе; недостаточном прилежании; использовании мало- эффективных приемов работы; в плохом самоконтроле за познавательной дея- тельностью; слабом умении выпускников педвуза выполнять профессиональные действия; несформированности у них навыков и потребности в самообразовании. Возникновению познавательного интереса нередко препятствуют два фактора: – субъективность и зачастую неверность оценки учащимися значимости учебного материала; – недостаточность личного опыта преподавателя в практическом исполь- зовании изучаемого предмета. Одной из причин серьезных дефектов в познавательной деятельности яв- ляется отсутствие научно-обоснованной системы вооружения студентов прие- мами познавательной деятельности. Второй причиной, на наш взгляд, является несогласованность методик преподавания различных дисциплин, а подчас и отсутствие единого подхода у преподавателей одной и той же дисциплины. Нет продуманной работы по формированию у студентов единой системы знаний. Решение последней задачи затрудняется нестрогим определением спе- циальных и психолого-педагогических терминов, произвольный выбор и раз- ночтение определений, что обусловлено слабостью межпредметных связей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=