Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 125 В ходе познавательной деятельности студенты совершают действия раз- ных видов: а) сенсорные (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные); б) перцептивные (восприятие, наблюдение, представление, воображение); в) мыслительные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, сравнивание, противопоставление, классификация, систематизация, соотнесение с правилами, законами, теориями); г) практические, с материальными объектами (измерение, эксперименти- рование, вычисление, письменные, графические; учебно-трудовые действия, работа с книгами, документами, предметами искусства); д) мнемические (запоминание и вспоминание); е) речевые [5]. Неразрывно с познавательной деятельностью нужно говорить о профессио- нальной деятельности, которая формируется в процессе обучения студентов [2]. Добиться повышения эффективности обучения в вузе можно при специ- альном обучении студентов приемам учения. В этой связи актуально учение гностических основ учебной деятельности, т. е. той стороны обучения, которая связанна с осмыслением студентами психо- лого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний и овладением его технологией. Особенно важно осознание гностических основ учебной деятельности бу- дущими учителями, успешная профессиональная деятельность которых во мно- гом будет зависеть от правильной организации учебно-познавательной дея- тельности школьников [7]. Овладение методами управления процессами ученического познания не- обходимо предполагает владение учителем методами самых разных дисциплин: философии, педагогики, психологии, методикой специальных дисциплин. Однако при существующей системе обучения студенты не всегда могут соединить даже однородный материал из курсов педагогики и методики препо- давания своего предмета, уже не говоря о том, что не привлекается материал психологии, философии и других близких наук. Новизна нашего подхода к познавательной активности студентов заключа- ется в рассмотрении ее в качестве структурного компонента профессиональной направленности личности. Учитель, овладевая в институте способностью к интеллектуальному труду, умениями самостоятельно добывать и осмысливать новые знания, одновремен- но приобретает установку к постоянному совершенствованию профессиональ- ной культуры и способности к активным творческим формам обучения своих воспитанников [1]. Мы также неразрывно связываем познавательную активность студентов педвуза с познавательно-профессиональной потребностью, которая выражает- ся в стремлении человека к постоянному пополнению профессиональных зна- ний в системе непрерывного образования, к овладению методами познания и исследований [6].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=