Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 124 А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ–БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме поиска путей активизации позна- вательной потребности студентов. Авторы статьи сформулировали подход к познавательной активности студентов, заключающийся в рассмотрении ее в качестве структурного компо- нента профессиональной направленности личности. Рассмотрены факторы, которые препят- ствуют возникновению познавательного интереса у студентов. Выделены педагогические условия, способствующие эффективному формированию познавательно-профессиональной потребности будущих педагогов. Ключевые слова: познавательная активность студентов, познавательно-профессио- нальная потребность, педагогические условия, обучающая деятельность преподавателя. Процесс совершенствования учебного труда студентов является весьма многогранным и чрезвычайно сложным. Он охватывает как улучшение учебно- методической работы, так и повышение действенности всей системы вузовско- го воспитания. Однако, как бы ни совершенствовались формы и методы педаго- гического воздействия, учение, движимое только внешними стимулами, не мо- жет дать высоких результатов [3]. Вузовское обучение оказывается эффективным и плодотворным только то- гда, когда удается привести в действие внутренние побудительные стимулы по- знавательной активности самих студентов. Именно поэтому, во многом резуль- таты обучения определяет познавательная деятельность студентов. Познавательная деятельность студентов включает: 1) уяснение личной значимости приобретаемых знании и умений; 2) восприятие учебной информации; 3) преобразование полученной информации – выражение собственными словами смысла воспринятого – мысленно, а также при конспектировании и при обобщении, при общении с другими людьми – письменно, устно, рисун- ками, графиками, схемами, моделями, игровой деятельностью; 4) соотнесение новых сведений с имеющимися знаниями, критическую оценку новых сведений с точки зрения учащегося; 5) практическое применение новых знаний (при анализе ситуаций, реше- нии задач, совершении профессиональных действий); 6) поиск недостающей информации (наведение справок в литературе, в ка- талогах, консультация у специалистов, беседа с очевидцами, выполнение экс- периментов и проведение исследований); 7) запоминание вновь узнанного; 8) самоконтроль в ходе выполнения всех элементов познавательной дея- тельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=