Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 117 Т. И. Сапронова, Ю. М. Васина Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматриваются дидактические игры как одно из средств фор- мирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, произвольное внимание, инновационные технологии. Дошкольный возраст – это период появления психофизиологических но- вообразований, играющих важную роль и составляющих предпосылку для го- товности ребёнка к обучению в школе, где одним из самых важных является сформированность произвольного внимания. Существует несколько теорий, ка- сающихся природы произвольного внимания и его формирования как цен- трального психического процесса, осуществляющего контроль действий. Одна- ко, несмотря на различные противоречия и разногласия, произвольное внимание понимается учеными как одна из важнейших характеристик познава- тельной деятельности детей, обладающая специфическими свойствами (объём, переключаемость, распределение, концентрация, устойчивость), которые необ- ходимо развивать. Сформированность произвольного внимания осуществляется через развитие речи, общение ребёнка со взрослыми, освоение новых видов деятельности, формирования определённых умений, а также через корректи- ровку свойств произвольного внимания. По результатам проведенного диагностического обследования уровня сформированности произвольного внимания детей старшего дошкольного воз- раста было выявлено, что большинство детей экспериментальной группы со- средоточено выполняли задания, но имели некоторую трудность в переключе- нии внимания с одного объекта на другой, также испытывали затруднения в восприятии большого количества объектов одновременно с одинаковой ясно- стью, что говорит о несформированности объема произвольного внимания. В ходе исследования наблюдалась высокая утомляемость детей и низкая кон- центрация в выполнении заданий. Большинство детей продемонстрировали вы- сокий уровень рассеяности, обладали малой активностью и низким уровнем на- блюдательности. В экспериментальной группе, состоящей из 20 человек в возрасте от 5 до 6 лет, отсутствовали дети, которые выполнили задание пол- ностью, быстро и без ошибок. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что следует провести дальнейшую работу по формированию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Одним из самых приоритетных и эффектив-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=