Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 113 А. В. Казакова, Н. В. Савельева, Т. Ю. Давыдова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДИЗАЙН И РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» Аннотация. Разработанная и реализованная модель формирования проектно-техно- логического мышления у будущих учителей технологии в процессе изучения дисциплины «Дизайн и рекламные технологии» представлена как целостная педагогическая система с множеством взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство. Ключевые слова: проектно-технологическое мышление, проектная деятельность, мо- дель формирования проектно-технологического мышления. В настоящее время навыки проектной деятельности, а также проектное мышление рассматриваются как одна из ключевых компетенций, требующая формирования как в школе, так и в вузе. Одним из условий формирования проектно-технологического развития че- ловека является развитие у личности технологического мышления в ходе про- ектной деятельности, ориентированной на разработку все более новых и со- вершенных технологий. Для уточнения понятия «проектно-технологическое мышление» необхо- димо рассмотреть значение слов «проект», «проектирование», «технологиче- ское мышление». Проект – замысел, план, прообраз какого-либо изделия. Проектирование – это процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или воз- можного объекта или состояния. Под проектированием понимается разработка основных деталей предстоящей деятельности по решению поставленной учеб- ной задачи или задания. Это сложная многоступенчатая деятельность, которая совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, при- ближающих разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно опи- санным конкретным действиям. Технологическое мышление – один из основных механизмов трудового воспитания, обеспечивающий накопление технологических знаний и опыта эф- фективной организации труда, осмысление результатов трудовой деятельности; формирующий творческое отношение к делу, стремление к рационализации производства; порождающий эмоциональный подъем и самоотдачу. Таким образом, проектно-технологическое мышление – мыслительная способность человека использовать оптимальные средства преобразования ма- терии, энергии и информации в нужный для него продукт. Это способность ра- зумно управлять созданными человечеством технологическими машинами и процессами для достижения целей, поставленными их разработчиками. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=