Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 111 личностных качеств у студентов педагогических и непедагогических направле- ний подготовки не отмечается. Для респондентов рассматриваемых основных кластеров характерен высо- кий уровень интеллектуального развития (фактор «В: высокий интеллект- низкий интеллект» 8,9 стандартизованных баллов – студенты педагогических направлений подготовки и 9,1 – непедагогических направлений подготовки). Обучающиеся быстро схватывают новое, упорны, настойчивы в достижении поставленных целей, обладают широкими интеллектуальными интересами. Данный фактор влияет на успешность деятельности в самых различных сферах. Данные фактора «С: эмоциональная устойчивость – эмоциональная неус- тойчивость» (5,7 стандартизованных баллов – студенты педагогических на- правлений подготовки и 4,4 – непедагогических направлений подготовки, сред- ний уровень), характеризуют студентов данной выборки как недостаточно выдержанных, отчасти тревожных. Внешне это проявляется как капризность, уклонение от реальности. Внутренне студенты чувствуют себя немного беспо- мощными, усталыми и не всегда способными справиться с жизненными труд- ностями. Данные особенности характеризуют их как эмоционально незрелых личностей, не всегда способных управлять своими эмоциями и настроением. У студентов отмечается повышенное конформное поведение, покорное сле- дование за более сильными, неверие в себя и свои способности, поэтому они за- частую оказываются зависимыми (фактор «Е: доминантность – конформность» – 4,9 стандартизованных баллов – студенты педагогических направлений подго- товки и 4,4 – непедагогических направлений подготовки, средний уровень). Личностной особенностью студентов данной выборки является недоста- точно высокий (средний) уровень совестливости (фактор «G: высокая совест- ливость-недобросовестность» – 4,7 стандартизованных баллов (СБ) – студенты педагогических направлений подготовки и 5,0 СБ – непедагогических направ- лений подготовки). Они недостаточно добросовестны, ответственны и обяза- тельны, легко бросают начатое дело, зачастую ленивы. Результаты исследования определили высокие показатели по факторам «I : нежность-жесткость» и «N: проницательность-наивность» ( 7,6 СБ – сту- денты педагогических направлений подготовки и 6,6 СБ – непедагогических направлений подготовки; 6,6 СБ и 6,5 СБ соответственно). Это характеризует студентов рассматриваемой группы как сентименталь- ных, чувствительных, эмоциональных; они обожают путешествия и новые впе- чатления, обладают эстетическим вкусом. Вместе с тем, у них отмечается наи- гранность, искусственность в поведении. Они держатся корректно, вежливо, хитро и умело строят свое поведение, склонны к интригам, в общении мягки, вежливы, следят за своей речью и манерами. По результатам исследования получены высокие значения у респондентов рассматриваемой группы по фактору «L: подозрительность - доверчивость» – 6,4 СБ – студенты педагогических направлений подготовки и 7,2 СБ – непеда- гогических направлений подготовки). Студенты, с высоким оценками по рас- сматриваемому фактору, с самого начала подходят ко всем людям с предубеж- дением, настороженно, во всем ищут тайны, ждут от всех подвоха, никому не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=