Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 110 Если представители первого кластера «Готовности к общению» легко ужи- ваются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с людьми, с готовностью участвуют в общественных мероприятиях (9 стандар- тизованных баллов, что соответствует высокой степени выраженности), то представители второго кластера «Недостаточной готовности к общению» с трудом завязывают новые знакомства, не очень интересуются жизнью окру- жающих, больше предпочитают «общаться» в социальных сетях или проводить время в одиночестве (5,4 стандартизованных баллов, что соответствует средней степени выраженности). Результаты исследования диагностировали различия личностных особенно- стей студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки по рассматриваемым кластерам в факторах: «H: смелость – робость», «M: мечта- тельность – практичность», «O: склонность к чувству вины – самоуверенность». Более смелыми (7 стандартизованных баллов, высокие значения) по пре- обладающему кластеру являются студенты педагогических направлений подго- товки. Для них характерны невосприимчивость к угрозе, тяга к рискам и ост- рым ощущениям, склонность к лидерству. Полученные данные коррелируют с результатами других исследований (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. и др.), согласно которым данный фактор является важным для успешности в тех видах деятельности, где требуется умение противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать длительные эмоциональные нагрузки. Для респондентов непедагогических направлений подготовки можно кон- статировать лишь низкий уровень рассматриваемой переменной (3,8 стандарти- зованных баллов), то есть они застенчивые, сдержанные, испытывают страх к жизни, считают себя крайне робкими, неуверенными в своих силах, не любят работать в контакте с людьми. Наряду с этим более мечтательными в рассматриваемых кластерах явля- ются студенты непедагогических направлений подготовки (5,3 стандартизован- ных баллов, средняя степень выраженности). Среди них больше лиц с богатым воображением, которые ориентированы лишь на собственные желания, погру- жены в себя, летающие в облаках, у них самобытное мировоззрение и своя соб- ственная, неповторимая манера поведения. Студентам педагогических направлений подготовки свойственно прагма- тизм, уравновешенность, избегание всего необычного, придельный расчет и в нестандартной ситуации им не хватает воображения и находчивости (3,8 стандартизованных баллов, низкие значения). Более склонны к чувству вины (7,5 стандартизованных баллов, высокие значения) по преобладающему кластеру студенты непедагогических направле- ний подготовки. Для них характерны чувствительность к замечаниям, склон- ность к самобичеванию, заниженная самооценка, что свидетельствует о домини- ровании тревожно-депрессивного поведения. У студентов педагогических направлений подготовки напротив можно констатировать лишь средний уровень выраженности чувства вины (4, 3 стандартизованных баллов, низкие значения). По результатам исследования по остальным рассматриваемым факторам 16-факторного опросника Р. Кеттелла существенных различий в проявлении

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=