Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 109 Е. В. Романова 1 , Е. И. Туревская 1 , Н. А. Хвалина 1 , И. В. Антипова 2 1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; 2 Центр образования № 21 (г. Тула) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Аннотация. Определение личностных особенностей студентов с использованием кла- стерного анализа. По результатам проведенного исследования можно констатировать разли- чия в проявлении личностных качеств у студентов педагогических и непедагогических на- правлений подготовки. Ключевые слова: личностные особенности, студенты, кластерный анализ, профессио- нальная деятельность. Качество реализации любой технологии в решающей мере зависит от каче- ства управления технологическим процессом. В данном случае речь идет о про- цессе подготовки будущих бакалавров педагогических и непедагогических на- правлений подготовки. Наиболее эффективным является использование системного подхода в обучении студентов, где системообразующим фактором выступает профес- сиональная деятельность. В процессе обучения студентов в вузе они не должны быть пассивными объектами воздействия преподавателей. Необходимо, чтобы будущие бакалавры сами проявляли активность, направленную на овладение учебным материалом. В связи с этим перед преподавателями вуза стоит задача обеспечить высокую ак- тивность студентов имеющимися в их распоряжениях способами и средствами, одним из которых является учет личностных особенностей человека. Для определения личностных особенностей студентов (в исследовании принимали участие студенты 1 курса педагогических и непедагогических на- правлений подготовки факультетов ТиБ, ЕНФ, ФИСиГН, ФФК ТГПУ им. Л. Н. Тол- стого) использовался 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Выборка составила 100 человек, из которых 50 респондентов студенты непедагогических направ- лений подготовки и 50 – педагогических. По результатам сравнительного анализа в ходе диагностики личностных особенностей обучающихся были выявлены различия между студентами педа- гогических и непедагогических направлений подготовки. По данным кластерного анализа основополагающим для студентов педаго- гических направлений подготовки является кластер «Готовности к общению» (44 % из числа опрашиваемых). У студентов непедагогических направлений подготовки кластер «Недостаточной готовности к общению» (44 % из числа опрашиваемых).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=