Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 108 Предварительная беседа может сопровождаться следующими вопросами: «Каковы ваши первые впечатления?», «Какие произведения вам вспомнились при чтении и прослушивания стихотворения?», «Какие картины вам представ- ляются?», «Какое настроение предает поэт?». При непосредственной работе со стихотворением важно обратить внимание учащихся на особенность изображения грозы у Тютчева, постепенное ее прибли- жение, приготовление к ней природы, олицетворение «принахмурилась земля» создает это настроение, отсутствие глаголов во второй строфе, назывные предло- жения и многоточие создает ощущение напряженного ожидания. Также учащиеся самостоятельно могут найти в тексте эпитеты и сравнения, которые помогают ав- тору нарисовать картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца. Следу- ет также обратить внимание учеников на прием, который использует поэт в по- этических выражениях: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья», что достигается с помощью этого приема? Далее следует проанализировать и понять, как построено стихотворение, для этого можно еще раз обратиться к фонохрестоматии и послушать, как актер передает нарастание стремительности грозы, как в первой и последней строфах актер передает различие картин, в которых изображается освещенная солнцем земля. Также учащиеся могут обнаружить прием звукописи и подумать, с какой целью он используется. На этапе закрепления и подведения итогов работы с произведением, в ходе фронтальной беседы с обучающимися, следует придти к выводам, что в стихо- творении переданы сложные, переходные состояния природы, объединены яв- ления разных масштабов (всемогущее солнце и маленькие дождевые капли), приемы, используемые автором, оживляют природу, природа является чудом, которое немыслимо без человека, а человек без нее. Данная методика была апробирована в экспериментальных группах в рам- ках диссертационного исследования. Эксперимент показал, что использование на уроках фонохрестоматии положительно сказывается на формировании уме- ния анализировать изобразительно-выразительные средства языка. Учащиеся смогли найти, определить и логически обосновать используемые авторами в своих произведениях эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Литература 1. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева.– М.: Просвещение, 2016. 2. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. / Н. В. Его- рова.– М.: Изд-во «ВАКО», 2016. 3. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс: Учеб. для общеобразовательных организаций: В 2 ч. / В. Я. Коровина и др.– М.: Просвещение, 2015.– Ч. 2. 4. Литература. 6 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / В. П. Полухина и др.; Под ред. В. Я. Коровиной.– М.: Просвещение, 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=