Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 107 А. В. Прядко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНОХРЕСТОМАТИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования фонохрестоматии на уроках литературы в 5–6 классах при формировании умения анализировать изобразитель- но-выразительные средства языка. Ключевые слова: изобразительно-выразительные средства языка, эпитет, метафора, олицетворение, фонохрестоматия, учащиеся. Современные технологии, используемые в процессе обучения, позволяют разнообразить образовательный процесс и, на наш взгляд, помогают в большей мере достичь поставленных целей и повысить качество обучения при использо- вании тех или иных дидактических методов. Мы предположили, что использо- вание фонохрестоматии на уроках литературы в 5–6 классах поможет лучше сформировать у младших подростков умение анализировать изобразительно- выразительные средства языка. В 5 классе, изучая стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…», можно чередовать анализ произведений с прослушиванием фонохрестоматии, разделив учащихся на две группы. Данную работу логично продолжить следующими вопросами: «Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?», «Как актер передает это настрое- ние?», «Какие звуки преобладают в стихотворении? Какие эпитеты сравнения и метафоры использует поэт?», «Какие образы помогают создать эти изобрази- тельно-выразительные средства?», «Какие слова говорят о связи поэта с приро- дой, Родиной?». После анализа стихотворений каждой группой, в качестве обобщающей беседы, можно предложить учащимся сравнить два стихотворения, еще раз прослушав актерское чтение. Сопоставить два произведения С. Есенина помо- гут такие вопросы, как: «Отличаются ли интонации актеров, исполняющих то и другое стихотворение?», «В каком из стихотворений больше светлой безмя- тежной грусти?», «В каком из них чувства поэта обострены, и картина Родины показана без прикрас?», «Как все это передается в актерском чтении?», «Какое общее чувство объединяет эти стихотворения?». В 6 классе, например, при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Не- охотно и несмело...», после самостоятельного чтения и прослушивания фонох- рестоматии, работу можно разделить на ряд этапов: предварительная беседа, работа со стихотворением, закрепление и подведение итогов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=