Университет XXI века: научное измерение
Педагогика и психология образования 105 ная на решение следующих задач: развитие интериоризации действий модели- рования за счет усложнения заданий на установление соотношений «модель- оригинал»; развитие гибкости образов, за счет постепенного увеличения степе- ни сложности материала и числа разнообразных деталей, входящих в конструк- цию, а далее введение условного обозначения деталей; развитие беглости обра- зов, через предъявление заданий на самостоятельное создание образов и увеличение их количества в пределах одного способа решения; развитие глуби- ны образов через разнообразие деталей и их проработанность. В основу коррекционно-развивающей программы были положены сле- дующие принципы. Принцип единства коррекции и диагностики определял со- держание заданий коррекционной программы в соответствии с критериями и показателями развития наглядно-образного мышления, учетом типичных ошибок и индивидуальных результатов детей в ходе диагностики. Реализация деятельностного принципа коррекции осуществлялось за счёт выбора одного из основных видов детской деятельности – конструирования и направленности заданий на формирование у детей в практической деятельно- сти навыков изучения предмета, создания конструкций, комбинирования, изме- нения расположение деталей в конструкции из бросового материала. Принцип учета возрастно-психологических особенностей определял связь конструирования с элементами сюжетно-ролевой игры, а также специфику тех- нологии коррекции: четкое проговаривание инструкции, показ образца, обсуж- дение будущей конструкции с определением главных и второстепенных частей, способов их выполнения. Принцип возрастания сложности материала реализовывался за счет посто- янного и постепенного усложнения конструкции, вариативности образов, по- вышения самостоятельности детей в выборе способа решения и умения само- стоятельно создавать образы. Кроме того, коррекционная работа строилась с учетом основных этапов обучения конструированию: по образцу, по услови- ям, замыслу, теме. Коррекционно-развивающая программа была структурирована следующим образом: 1 этап. Конструирование по образцу (занятия 1–3) из губок «Танк», пластиковой посуды «Цветок в вазе», «Черепаха», «Снеговик». 2 этап. Конструирование по условиям (занятия 4-6) из губок «Кораблик», прищепок «Забор», пробок «Вишенки на ветке», пластиковой посуды «Цветок», «Рыбка», «Игрушка-ловушка», «Зонтик», «Медуза». 3 этап. Конструирование по замыслу (занятия 7, 8) поделки из пластиковой посуды и бутылок «Кузовок», «Яблоко», пробок «Разноцветный червячок», прищепок «Елочка», «Самолет», «Солнце». 4 этап. Конструирование по теме (занятия 9–10) поделки из пластиковой посуды и бутылок «Космическая тарелка», «Ракета». Таким образом, развитие наглядно-образного мышления у старших до- школьников с ОНР должно строиться с учетом критериев его сформированно- сти и осуществляться в соответствии с этапами обучения конструированию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=