Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2018 104 С. А. Пронина, О. И. Кокорева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА Аннотация. В статье рассматриваются задачи и принципы построения программы раз- вития наглядно-образного мышления дошкольников в конструировании из бросового мате- риала, представлена ее структура. Ключевые слова: наглядно-образное мышление, дети дошкольного возраста, конструи- рование. Одним из видов детской деятельности, в наибольшей степени обеспечи- вающих развитие наглядно-образного мышления дошкольников в психолого- педагогической науке и практике признается конструирование. Эксперимен- тальная работа, проведенная нами на базе МБОУ «Центр образования № 29» г. Тулы, была посвящена определению условий оптимального развития этого вида мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвити- ем речи (ОНР) в конструировании из бросового материала. При наличии пол- ноценных предпосылок для овладения практическим анализом и синтезом до- школьники с ОНР отстают в развитии наглядно-образного мышления от нормально развивающихся детей, поскольку речевые нарушения оказывают от- рицательное влияние формирование полноценных представлений об окружаю- щем мире. Анализ данных диагностики развития наглядно-образного мышления по- казал, что большинство детей 5 лет с ОНР (60 %) испытывают значительные за- труднения при попытке построить модель объекта, без помощи взрослого не могут правильно устанавливать отношения «модель-оригинал», выполняют примитивное и однотипное преобразование образов. 70 % испытуемых при свободном оперировании образами в наглядном плане затрудняются в этом без использования наглядности. Практически у всех детей (85 %) количество соз- данных образов в пределах одного способа решения не превышает 1–2, степень самостоятельности в создании образов очень низкая. Помощь и подсказки взрослого значительно повышают степень успешности выполнения заданий, при их отсутствии она резко снижается. У половины детей детали и характери- стики, относящиеся к центральному образу, не проработаны и однообразны, второстепенные образы отсутствуют. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме ис- следования и результатов констатирующего эксперимента была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию наглядно-образного мыш- ления детей 5 лет с ОНР в конструировании из бросового материала, нацелен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=