Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология образования 101 На семинарских занятиях по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» преподаватель расставляет несколько важных акцентов: первый- семья является важнейшим институтом социализации. Все нормы, правила, культурные нормы и образцы поведения человек копирует у своих родителей, они же ответственны за формирование его мировоззрения. Родители, даже не имея педагогического образования, являются нашими учителями жизни. Глав- ное, чтобы их поступки не расходились со словами. Например, мама говорит нельзя мусорить, но при этом, не найдя мусорного бака, бросает на улице фан- тик от конфеты или пачку из-под сока, своим поведением показывает обратное: мусорить можно и нужно. Объясняя ребенку нормы поведения, нужно их при- держиваться. Преподаватель приводит пример: «в автобус заходят десятилет- ний мальчик и его пожилая бабушка с палочкой. Вежливый молодой человек уступает ей место, а она усаживает внука. Вопросы преподавателя заставляют студентов задуматься: правильно ли поступает бабушка? Кому необходимо ус- тупить место?» Также на занятиях проводится профилактика вредных привычек. До соз- нания студентов доводится аксиома: у пьющих и курящих родителей не может быть здорового потомства. Просмотр документального фильма «Дети Маугли» и его последующее обсуждение доказывает это. Студенты отвечают на вопро- сы, примеры из фильма запоминаются в силу своей экспрессивности и затем приводятся в качестве примера на экзамене. Второй акцент: семья – это большая ответственность. При изучении темы «Психические особенности младенческого возраста» вводится понятие «депри- вация». Из объяснения преподавателя становится понятно, какую важную роль играет мать в формирование психики ребенка. Здесь даже ставилась сверхзада- ча: заставить каждого из студентов задуматься об ответственности, которую они несут, принимая серьезное решение стать родителями или отказаться от ребенка, отправив его в детский дом. Третий акцент: семья – большая работа над отношениями между всеми членами, над собой. Для этого использовались различные кейсы-реальные си- туации из жизни, требующие решения. Так при изучении темы «Кризис трех лет» приводится следующий пример: «вы – молодая мама пришли с ребенком в магазин. Он требует купить сладость, падает на пол, кричит, плачет, привле- кая внимание всех окружающих. Ваши действия?» Студенты предлагают свои варианты решения. У данного кейса два варианта решения. Первый – не ходить в магазин с ребенком, второй – попробовать переключить внимание ребенка на другой предмет или явление. Например, мы сейчас пойдем гулять и увидим красивые цветы. Другой пример кейса: «Вы мама, зайдя в комнату свое дочери-подроста, которая увидела на столе включенный ноутбук и открытую страницу в соци- альной сети. Ваши действия?» Как правило, группа делится на две части. Пер- вая половина, помня себя в этом возрасте, категорически против чтения чужой переписки. Другие предлагают прочитать и провести воспитательную беседу с ребенком, дабы избежать возможных неприятностей, ведь в сети немало лю- дей с нездоровой психикой, представителей различных сект и т. д. Преподава-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=