Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 98 чальным полем для взаимодействия значился конфликт в Приднестровье [5]. Однако, по сообщениям прессы, Германия выдвинула России требование: в об- мен на продвижение инициативы президента Д. А. Медведева по Договору о европейской безопасности вывести российские войска из Приднестровья, без чего якобы было невозможно функционирование Договора об обычных воору- женных силах в Европе и не могло быть доверия в Черноморском регионе. Та- кое требование было неприемлемо для России. В программном выступлении в РАН 10 июня 2009 г. вице-канцлер и ми- нистр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер повторил выдвинутое им год назад предложение создать «отношения нового доверия в треугольнике США – ЕС – Россия, добиться «нового качества взаимоотношений» в рамках этого треугольника, установить «новое партнерство безопасности и стабильности от Ванкувера до Владивостока» [4, с. 379]. Германский бундестаг, с учетом Пражской речи президента США Б. Оба- мы 5 апреля 2009 г. с призывом к построению безъядерного мира, 24 апреля 2009 г. рекомендовал своему правительству рассмотреть вопрос о возможности вывода американского тактического ядерного оружия из ФРГ. Заручившись поддержкой Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Норвегии, накануне встре- чи министров иностранных дел государств-членов НАТО в Таллине в апреле 2019 г. министр иностранных дел Германии Г. Вестервелле, поставил вопрос о целесообразности сохранения американского тактического ядерного оружия в Европе . Однако Генеральный секретарь Североатлантического блока А. Фог Расмуссен заявил: «Во-первых, ни одно государство НАТО не предпримет в этом вопросе самостоятельных действий. Во-вторых, до тех пор пока в мире имеется ядерное оружие, НАТО будет нуждаться в ядерном потенциале устра- шения» [13]. Дипломатия США добилась в Таллине принятия формулы, что во- прос о выводе ТЯО – прерогатива всего альянса, а не отдельных его членов[11]. Со стороны США, Великобритании, а также ряда восточноевропейских стран, усилились попытки подорвать отношения стратегического партнерства, сло- жившиеся между ФРГ и РФ. Разное понимание проблемы ценностей, принци- пов демократии в Германии и России, давление на Берлин со стороны Вашинг- тона, недовольство политических элит стран Восточной Европы, Прибалтики германо-российским сотрудничеством, возвращение в 2012 г. в Кремль в каче- стве президента В. В. Путина, стремившегося укрепить российское государство и усилить его позиции на международной арене, привели к осложнению отно- шений между ФРГ и Россией. Белый дом, спецслужбы и неправительственные организации США попы- тались разобщить также ЕС и РФ. В качестве «барьера» между ними была ис- пользована Украина, в которой в феврале 2014 г. при поддержке США был со- вершен антиконституционный переворот. Украинский кризис, по утвержде- нию министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, стал следствием проводив- шейся западными государствами в течение последней четверти века политики укрепления собственной безопасности в ущерб безопасности других, расши- рения контролируемого ими геополитического пространства[2]. Конфликт на Украине открыл возможность начать реализацию процесса разрушения границ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=