Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 97 с. 215, 285]. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией вес- ной 2014 г. Эстония, Латвия и Литва стали проявлять интерес к временному, а с начала 2015 г. и постоянному военному присутствию в этом регионе США. Одновременно они углубляли сотрудничества с другими государствами – чле- нами НАТО, в первую очередь ФРГ, в военно-политической сфере. Так, бун- десвер принимал активное участие в учениях сил стран – участниц НАТО вбли- зи российских границ. Кроме того, с начала 2010-х годов формат «B3+1» (три балтийских государства – Эстония, Латвия, Литва + Германия) использовался ФРГ для оказания демонстративной поддержки в обеспечении безопасности прибалтийских стран. Так, 23 августа 2012 г. министры иностранных дел стран- участниц «B3+1» провели переговоры. В заявлениях, сделанных «на полях» встречи, содержалась критика советско-германских секретных договоренностей от 23 августа 1939 г., а также любых попыток России изменить европейский и евроатлантический вектор развития балтийских государств. На встрече глав МИД «B3+1» 16–17 июня 2014 г., глава немецкого внешнеполитического ве- домства Ф.-В. Штайнмайер подробно обсудил с балтийскими коллегами ситуа- цию в Украине, а также конкретные вопросы обеспечения территориальной обороны Эстонии, Латвии и Литвы. Интерес ФРГ к использованию нового формата был обусловлен: во-первых, стремлением укрепить германское влия- ние в Балтийском регионе в условиях роста обеспокоенности государств Балтии и Северной Европы «в связи с политикой России», во-вторых, проявлением ин- тереса участниц формата «N3+1» к взаимодействию в области урегулирования вооруженных конфликтов, в первую очередь на Ближнем Востоке, в-третьих, не- обходимостью координации усилий государств с наиболее динамично разви- вающимися в ЕС экономиками в условиях сохранения рисков невыплаты креди- тов со стороны ряда южноевропейских государств, в первую очередь Греции, в – четвертых, возрастанием экономического и политического интереса ФРГ к Арктическому региону, поскольку в условиях споров, направленных на пере- смотр границ секторов в Северном Ледовитом океане, роста вовлеченности не- арктических государств в добычу природных ископаемых и активизации дискус- сии об интернационализации ключевых коммуникаций в регионе появились предпосылки для широкого проникновения ФРГ в Арктику [10]. Обеспечение европейской и международной безопасности невозможно без участия России – великой ядерной державы, постоянного члена СБ ООН, самого большого соседа ЕС. Правительство Г. Шредера отводило своим доб- рым отношениям с РФ роль одной из основ обеспечения глобальной и евро- пейской стабильности . Предложение президента России Д. А. Медведева (2008–2012 гг.) о создании общеевропейской системы безопасности встрети- ло благожелательный отклик в Берлине. В результате встречи нового канцлера ФРГ А. Меркель и Д. А. Медведева в Мезеберге 5 июня 2010 г. был подписан Меморандум, который предлагал рассмотреть возможность создания Комитета Россия – ЕС по вопросам внешней политики и безопасности для координации действий России и Евросоюза в урегулировании военно-политических кон- фликтов и как форума для обмена мнениями по вопросам безопасности и раз- работки совместных гражданских/военных операций России и ЕС. Первона-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=