Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 96 в апреле 1999 г., стратегии Североатлантического блока, грубо нарушила Устав ООН и основополагающие принципы Заключительного акта общеевропейского совещания в Хельсинки. В 2002–2003 гг. ФРГ несколько скорректировала свою позицию, дистанци- ровавшись от США, и вместе с Францией и Россией осудила американские во- енные действия в Ираке. Являясь «локомотивом» европейской интеграции, Германия, как и ее парт- неры по ЕС, тем не менее, не стремилась к созданию самостоятельной «евро- пейской армии», а рассчитывала на военный потенциал НАТО. Ограниченность средств, включая военные, усиливали зависимость «объединенной Европы» от США, что прекрасно осознавали в Берлине. В то же время ФРГ намеревалась укрепить «европейскую опору» в Североатлантическом блоке. Идея трансфор- мации европейской политики безопасности и обороны в Европейский союз безопасности и обороны, выдвинутая совместно с Францией в ноябре 2002 г., была конкретизирована 29 апреля 2003 г. в совместном франко-германо- бельгийском заявлении[4, с. 213]. Важность усиления объединения европейцев в области обороны и безопасности была отражена и в германской Директиве по оборонной политике 2003 г. Реализация инициативы ФРГ привела к созданию 12 июля 2004 г. Европейского Агентства по обороне. Германия поддержала расширение НАТО на Восток (в 1999 и 2004 г.), что представляло потенциаль- ную угрозу безопасности России. С приходом к власти канцлера А. Меркель заметно усилился атлантиче- ский вектор в политике Германии. В «Белой книге безопасности Федеративной Республики Германия и перспективах развития бундесвера» (2006 г.) подтвер- ждалось намерение нового лидера страны обеспечивать германскую и европей- скую безопасность только совместно с США В то же время «приоритетным партнером» называлась Россия, с которой следовало развивать тесное сотруд- ничество как в рамках ЕС и НАТО [1]. Действуя в русле единой политики ЕС в сфере безопасности и обороны, ФРГ использовала и участие в неформальных группах, прежде всего, в рамках «большой восьмерки» (G8) (ныне G7). С конца 1990-х. гг. началось сближение ФРГ и Франции. Взаимодействие двух государств осуществлялось не только на официальном уровне, но и в рамках неформальных регулярных встреч, о чем стороны договорились в Блэксхайме (Эльзас) в конце января 2001 г. Однако ес- ли в начале века Франция добивалась стратегической автономии ЕС от США, то лидеры ФРГ рассматривали европейские структуры безопасности и обороны как дополнение к Североатлантическому блоку. В 1990-е годы был создана также «тройка» ФРГ – Франция – Польша. В марте 1998 г. в Подмосковье со- стоялась германо-российско-французская встреча на высшем уровне. Возник механизм консультаций европейской «тройки» по экономическим, политиче- ским и военным вопросам. В отношении урегулирования на Балканах Германия действовала в рамках контактной группы (США, Франция, Великобритания, ФРГ и Россия), в политике по от отношению к Ираку – в рамках сначала «трой- ки» (Великобритания, Франция, Германия) и США, а затем в рамках группы «5+1» (пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН+Германия) [4,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=