Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 95 формационного давления... Процесс формирования новой полицентричной мо- дели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной не- стабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью ми- рового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями... Сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем не способствует противодействию всему спектру современных вызо- вов и угроз. Активизация миграционных потоков из стран Африки и Ближнего Востока в Европу показала несостоятельность региональной системы безопас- ности в Евро-Атлантическом регионе, построенной на основе НАТО и Евро- пейского союза » . Для защиты национальных интересов в документе преду- сматривалось проведение Россией открытой, рациональной и прагматичной внешней политики, исключающей «затратную конфронтацию » (в том числе новой гонки вооружений). РФ предложила развивать международные отноше- ния «на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многооб- разия их культур, традиций и интересов » [9]. Что касается Германии, то после объединения она превратилась в великую европейскую державу. Впервые в своей истории страна была окружена друже- ственными государствами. Нарастив свой экономический потенциал, ФРГ за- няла по объему ВВП четвертое место в мире и стала мощным локомотивом ев- ропейской интеграции. Тем самым были созданы предпосылки для усиления роли Германии на европейском континенте и во всем мире. В правительствен- ном заявлении от 10 ноября 1998 г. Федеральный канцлер Г.Шредер заявил, что основной целью внешнеполитического курса страны является «всяческое со- действие мирному процессу во всем мире, так как ФРГ осознает свою ответст- венность и задачи, вытекающие из значения и авторитета объединенной Герма- нии в европейском и мировом масштабе. Германская внешняя политика есть и остается политикой мира и безопасности…»[17]. ФРГ выступила за реформу ОБСЕ и Организации Объединенных Наций и пожелала стать постоянным чле- ном Совета Безопасности ООН. Действуя в русле процесса европейской инте- грации на основе Маастрихтского договора 1992 г., германское руководство выступило за усиление значения общей внешней политики и политики безо- пасности. Для политики ФРГ характерно использование комплексного подхода к решению проблемы обеспечения мира и стабильности – военными, политиче- скими, дипломатическими и экономическими методами, «особенно, когда дело доходит до кризисов и конфликтов в евроатлантическом регионе», что отметил канцлер Г. Шредер в своем выступлении 5 мая 2000 г.[15]. В соответствии с инициативами канцлера глава внешнеполитического ведомства ФРГ с колле- гами из других западных государств пытался содействовать урегулированию конфликтов на Балканах, на Ближнем Востоке, в Восточном Тиморе. С 2001 г. ФРГ включилась в антитеррористические действия США и их союзников в Аф- ганистане. Однако, участвуя в военных акциях против Союзной Республики Югославии, безосновательно обвиненной в геноциде против косовских албан- цев, ФРГ вместе с США и другими участниками НАТО в рамках принятой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=