Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 92 миф о сильном, централизованном государстве во главе с царем, которое носит вневременный характер, и само существование которого религиозно мотивиро- вано. Цель его существования в истории – отстаивание истинной веры и свя- занного с этой верой порядка вещей. Порядок проецируется на все стороны жизни человека, в том числе на образование и воспитание. Подчинение автори- тету – одна из сторон этого порядка. Другая сторона это воспитание и образование по одной централизованной программе с незначительными изменениями и дополнениями, в которой кон- кретные учебные предметы должны быть связаны с будущей деятельностью человека, определенной его сословным положением. Эта программа предпола- гает внутреннее единство тех знаний о мире, которые даются ученику и кото- рыми он должен руководствоваться в жизни. Ему не дается никаких «лишних» знаний, соответствующих его склонностям. Главная цель такого образования и воспитания – формирование имперско- го мировоззрения, отвечающего на все вопросы личности и продиктованного интересами государства. Оно осуществляется как синтез физического, духовно- го и интеллектуального развития человека. Особенность этого развития – одно- значное понимание всех происходящих в мире событий с точки зрения вреда для империи или пользы для нее. Польза заключается в поддержании мифа, в котором даны и указаны границы прав и обязанностей каждого подданного империи. Вред, в свою очередь, представляет собой любая попытка разрушения этого мифа или его расшатывания. По такой же схеме, включающей в себя гармоничный синтез физическо- го, интеллектуального и духовного развития функционировало образование и в других школах. Школа учила понимать происходящие вокруг события в контексте мифа. Частичное разрушение этого мифа происходит на страни- цах воспоминаний великого князя Александра Михайловича, когда он рас- сказывает о том, как трудно ему было изживать детские предрассудки и как он с ними боролся. Он, например, описывает собственное переживание бого- служения как языческого обряда и церковное объяснение этого богослуже- ния, никак не связанные между собой «я ушел из церкви с чувством, что на- веки потерял что-то необычайно ценное, чего никогда не смогу приобрести вновь, даже если сделаюсь Императором Всероссийским» [2, с. 9]. Впослед- ствии для него станет очевидным постепенное разрушение этого мифа, кото- рое будет происходить вместе с разрушением государства и он начнет раз- мышлять о причинах этого разрушения. Сами эти размышления ни к чему не приведут, так как он рассматривает историческую судьбу России как- бы из- нутри привычного для него мифа, важной частью которого является образо- вание и воспитание. В дальнейшем упомянутые здесь особенности дореволюционного образо- вания и воспитания: систематический характер, авторитет учителя, который учит понимать мир как сложно устроенную единую систему, станут частью со- ветской образовательной системы, продолжающей тем самым традиции рус- ского дореволюционного образования, исключив из него религиозную состав- ляющую и заменив старый миф новым. В этой связи важной задачей является

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=