Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 91 тей на военном деле, когда жизнь их подчиняется воинскому укладу, строю, порядку «следуя по стопам своего отца Императора Николая I, человека ис- ключительной прямолинейности и твердости взглядов, отец мой считал необ- ходимым, чтобы его дети были воспитаны в военном духе, строгой дисциплине и сознании долга» [2, с. 7]. Дисциплина, понимаемая как синтез внешнего и внутреннего порядка, подчинения начальнику и определенного самоконтроля составляет условие подлинного воспитания и образования в царской России. Она определяет един- ство образования и воспитания как следование внешнему авторитету. Сначала это авторитет воспитателя, затем авторитет семьи, впоследствии авторитет им- перии. Он утверждается на особой внутренней связи личности и государства, которая является целью как образования, так и воспитания. В царской семье не видели существенной разницы между образованием и воспитанием, так как образование было воспитанием, а воспитание образова- нием. Подчинение единой цели предполагало и единство средств. Так в воспи- тании и образовании царских детей, как и вообще в образовательном процессе дореволюционной России использовались телесные наказания и разного рода лишения, описания которых мы находим в книге Александра Михайловича «из- за малейшей ошибки в немецком слове нас лишали сладкого. Ошибка в вычис- лении скоростей двух встречных поездов – задача, которая имеет для учителей математики особую притягательную силу – влекла, за собою стояние на коле- нях носом к стене в течение целого часа» [2, с. 10]. Таким образом, дети были призваны к следованию определенному аскетическому идеалу, достижение ко- торого было тоже служением. Образование и воспитание были средствами для достижения этого идеала. Это сближает воспитание членов царской фамилии с воспитанием их верноподданных, так как воспитание и образование в любом учебном заведении дореволюционной России осуществлялось с определенной целью, которая ставилась, исходя из назначения того сословия, к которому принадлежал человек. Общей целью являлось в данном случае поддержание благоденствия им- перии, помогать которому должны были практические навыки жизни в опреде- ленном сословии. Этому сословному принципу подчинялось и воспитание чле- нов царского дома. Поэтому воспитание и базировалось на определенном по- рядке, несоблюдение которого наказывалось. Соблюдение порядка представля- ло собой подготовку к будущей службе. В соответствии с общей целевой направленностью образования оно долж- но готовить к жизни в определенных условиях. Так как порядок империи вос- принимается априори как идеальный, то образование должно обеспечить при- ближение к этому идеалу. Лучшее из возможных государственное управление и устройство уже созданы, необходимо лишь несущественное исправление до- пускаемых при его осуществлении ошибок, совершаемых конкретными людь- ми. Неслучайно великий князь Александр Михайлович воспринимает правле- ние Александра III как своеобразный идеал империи. Образование и воспита- ние в этих условиях способствует созданию мифа империи о себе самой. К кон- цу девятнадцатого века (правление Александра III) этот миф был создан. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=