Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 90 ются технологии и технические особенности, а традиционными продолжают оставаться ценности и смыслы. Основным смыслом, как образования, так и воспитания в дореволюцион- ный период можно с полным правом назвать сохранение традиционного уклада жизни в его государственной, общественной и церковной формах, что предпо- лагает наличие общего символического ряда, связывающего земное и небесное. Воплощением этой симфонии земного и небесного и является в Российской империи воспитательный и образовательный процесс. Он осуществляется с од- ной стороны как подготовка верноподданных, для которых служение интересам империи является основной задачей, а с другой как подготовка, государствен- ных чиновников разного уровня, способных управлять этими верноподданны- ми. И чиновники, и подчиненные в идеале должны воспринимать определен- ную им сферу деятельности как служение, которое в конечном итоге предпола- гает аналогию между земным и небесным царством. Благо земного отечества является условием вечного спасения человека, что видно из множества документов эпохи, а также из личной переписки, примера- ми чему могут служить, хотя бы письма и дневники К. П. Победоносцева, кото- рый воспринимает государственную службу как служение, а образование (в ос- новном начальное, предназначенное для людей низших сословий) понимает как условие правильного и регулярного осуществления этого служения «Победо- носцев как монархист серьезно воспринимал государственную службу: для не- го это было жертвенное служение, когда человек отказывается от своих личных привычек, пристрастий, желаний во имя чего-то большего» [3, с. 21]. В целях осуществления идеала этого служения он считает возможным подчинение церкви государству, живым символом которого является государь император. Похожее впечатление оставляет и описанная великим князем Александром Михайловичем система домашнего воспитания членов царской фамилии, по которой можно составить исторический портрет эпохи. Детей в семье готовят для высших государственных должностей, где служение как умение подчинять других своей воле начинается с умения подчинять свою жизнь установленному порядку, будь - то порядок учебных занятий или порядок дворцовых церемоний или военных парадов. При этом личные склонности и индивидуальные особен- ности детей, как и любые попытки обосновать свой собственный выбор, не принимаются в расчет «одна мысль о том, что один из нас мог бы избрать ка- кую-либо другую карьеру, кроме военной, могла бы показаться нашим родите- лям полным абсурдом, ибо традиции Дома Романовых требовали, чтобы все его члены были военными; личные вкусы и склонности никакой роли не играли» [2, с. 51]. Идеал служения не может осуществляться как свобода и вседозволенность, он всегда предполагает подчинение низшего высшему. Эта черта определяет и характеры детей (будущих правителей империи), и формы личных отношений (определенная сдержанность и холодность), а также их отношение к нуждам государства, когда понимаемый определенным образом государственный инте- рес ставится выше любой частной инициативы. Великий князь Александр Ми- хайлович описывает это как постоянное акцентирование внимания царских де-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=