Университет XXI века: научное измерение

Пленарное заседание 9 [15, с. 157–162]. Так, например, в Словакии перепись зафиксировала 76 тыс. цыган, а по неофициальным данным их количество достигает полумиллиона [17, с. 55–56]. Столетия преследований выработали у цыган высочайшие навыки уклоне- ния от всяческих реестров, переписей и опросов. Это относится как к предста- вителям государства, так и к исследователям – они в равной степени восприни- маются цыганами как чужаки. Самоназванием всех этнических групп цыган яв- ляется этноним «рома», однако сами цыгане причисляют себя в первую очередь к той или иной цыганской этногруппе. Отвечая на вопросы внешнего мира (будь то государственный орган или этнограф с диктофоном) цыгане зачастую предпочитают использовать другой этноним. Так, согласно исследованиям А. В. Черных цыгане кэлдерари для «официального употребления» предпочи- тают называть себя бессарабами, молдаванами, румынами, греками, сербами, хотя эти этнонимы просто являются маркерами географической территории, на которой формировались кэлдерари [14, с. 34–35]. Цыгане во всех странах своего расселения всегда занимали маргинальное положение и подвергались дискриминации. Однако, по мнению исследовате- лей, положение цыган в Российской империи и в СССР было сравнительно бла- гополучным. Во всяком случае, цыганских погромов Россия не знала, и анти- цыганских законов, сравнимых по уровню насилия с европейскими, в России также не было. В течение последних 10–15 лет ситуация изменилась. Новосибирск, Санкт- Петербург, Краснодар, Ростов, г. Волжский (Волгоградская область), Екатерин- бург, Архангельск, Кимры (Тверская область), Искитим (Новосибирская об- ласть), Псков, Калининград, Омск, Сагра (Свердловская область), Белгород, Кемерово, Чудово (Новгородская область), Кротовка (Самарская область), Кур- ган, Плеханово (Тульская область) – вот далеко не полный перечень мест, где противостояние цыган и местных жителей достигало предпогромного уровня. Во всех этих конфликтах можно условно выделить две составляющие – отношение к цыганам со стороны окружающего населения и отношение к ним со стороны государственных или коммунальных органов. Недовольство местного населения может проявляться в различных фор- мах: жалобы в адрес администрации и правоохранительных органов, обраще- ние к СМИ, стремление максимально избегать общения с цыганами, крестные ходы, массовые драки, угрозы поджога и реальные поджоги. Так или иначе, главной целью всех этих действий является ликвидация цыганского анклава как такового, стремление «выдавить» цыган из своего города или поселка. Однако необходимо отметить, что такой тип ожесточенного противостояния характерен только в случае «таборного» проживания цыган, когда цыгане селятся ком- пактно. В случае дисперсного, «смешанного» проживания цыган среди русско- го населения такого накала конфликтности, как правило, не наблюдается. Государственные органы озабочены в первую очередь тем, чтобы ввести цыган в какие-то правовые рамки во всем, что касается земли, домов и комму- нальных платежей. Практика показывает, что заставить цыган официально оформить свои участки земли и дома, а также принудить их к платежам за ком-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=