Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 89 Е. А. Новикова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (на примере воспитания членов царственного дома) Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания и образования в дореволюцион- ной России на примере воспитания членов царственного дома. Основу статьи составляют воспоминания великого князя Александра Михайловича Романова. Особое внимание обра- щается на те задачи, которые решает образование и воспитание в конкретных исторических условиях. Автор показывает связь образовательной системы императорской России и совре- менного российского образования и воспитания. Ключевые слова: дореволюционное образование в России, воспитание в дореволюци- онной России, воспоминания великого князя, традиции в образовании. Решение многочисленных и разнообразных проблем современного образо- вания предполагает обращение к историческому опыту развития образования в России. Анализ этого опыта, в свою очередь, не может осуществляться без учета множества различных культурных, исторических, личностных, общест- венных и политических обстоятельств, взаимодействие которых составляет ис- торический контекст образовательного процесса «образование как феномен ис- тории и культуры всегда привлекает внимание неравнодушных и размышляю- щих граждан. Особое внимание проявляется к феномену образования на стыке веков, на изломе экономических и идеологических реформ, на этапе появления новых парадигм в науке» [1, с. 9] . Образование и связанное с ним воспитание всегда означает формирование личности, которое неотделимо от конкретных событий действительной исто- рии. Соответственно, цели и средства, которыми пользуется образование, неот- делимы от мировоззрения конкретной эпохи, отраженного в государственных документах, уставах, законах, а также в дневниках и переписке отдельных лиц. Образование, таким образом, является формой саморефлексии культуры, орга- низующей с его помощью свое абсолютное содержание в конкретных формах, таких как государство, церковь, общество, семья и народ. Взаимодействие этих институтов между собой возможно только при нали- чии единого образца, единой парадигмы, с помощью которой осуществляется образовательный процесс. Возвращение к этой единой парадигме, разумеется, с учетом особенностей конкретной личности и обстоятельств жизни, является основой, во всяком случае, одной из актуальных стратегий современного рос- сийского образования. Им создается его культурная направленность, которая может быть актуализирована с помощью совершенно разных явлений культу- ры, историческая реконструкция их с этой позиции составляет новизну такого исследования, поскольку с его помощью создается целостный подход, позво- ляющий осуществить синтез традиционного и нового. В нем новыми оказыва-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=