Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 87 на: «… Было бы логичным, чтобы каждая республика сама опередила бы себе, каким она хотела бы видеть этот важнейший документ, исходя прежде всего из ... экономического положения. … Думаю, что республики должны сами решать, какие права они смогут делегировать Союзу, а какие оставят себе. Ведь они вступают в Союз не для того, чтобы что-то терять, чем-то жертвовать. … Все народы нашего Союза должны жить так, как они трудятся, и быть хозяевами на своей земле» [7]. Принципиальным был вопрос об имуществе КПСС, и украинская общест- венность не обошла его стороной. 2 октября того же года началась неожидан- ная голодовка большой группы студентов на главной площади в Киеве, которая вызвала резонанс в республике. Подробно осветил это явление в своей работе Р. А. Медведев. Он писал, что организатором этой акции была недавно органи- зованная Украинская студенческая ассоциация, которая выступала против Ук- раинского комсомола и хотела таким образом обратить на себя общее внима- ние. Однако в поддержку студентов в Киеве начались демонстрации. Требова- ния студентов были весьма радикальными: распустить Верховный Совет Ук- раины и провести новые выборы на многопартийной основе, национализиро- вать имущество КПСС и ВЛКСМ на территории Украины, не подписывать но- вого Союзного договора и т. д. [11]. Все это привело к тому, что в те же дни вышло постановление Верховного Совета УССР, поручившее правоохрани- тельным органам республики изучить вопрос о национализации партийного имущества [8]. Таким образом, вышеупомянутые нормативно-правовые акты и их реали- зация на практике дают нам основание полагать, что к началу Новоогаревского процесса 1991 г. у союзных властей оставалось все меньше рычагов воздейст- вия на Украину. Это объясняет огромные полномочия в вопросах собственно- сти, дарованные республикам итоговым проектом Союзного договора. Так, ста- тья 8 Договора о Союзе Суверенных государств предполагала собственность республики на все природные богатства ее территории, и каждая республика имела право распоряжаться ими самостоятельно. Помимо этого, каждое госу- дарство – член Союза – само определяло предприятия, необходимые для функ- ционирования союзных органов власти и управления, которые войдут в собст- венность Союза [2]. Полагаем, что только такие условия могли задержать Ук- раинскую ССР в Союзе. Однако после августовских событий 1991 г. был объ- явлен референдум о вхождении Украины в состав обновленного союзного го- сударства, который показал нежелание украинских граждан в него вступать. Фактически ничего из имущества, находящегося на Украине, Союзу уже не принадлежало, сам Союз был неспособен защитить интересы украинских поли- тиков и украинского народа, Украину уже ничто не могло удержать в Союзе. Литература 1. Верховный Совет СССР. Третья сессия. Бюллетень № 2 заседания Сове- та Национальностей (21 марта 1990 г.).– М.: Издание Верховного Совета СССР, 1990.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=