Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2017 82 Согласно этой системе, в некоторых армейских подразделениях числен- ность поляков среди офицерского состава не должна была превышать опреде- ленного процента. Кроме того, польские мужчины были лишены права посту- пать в военные академии и некоторые войсковые части, а также не имели права на должность воспитателей в военно – учебных заведениях [6, с. 334]. Гмины, составляющие всесословную административно-территориальную единицу являлись важной особенностью местного самоуправления. Во главе гмины стоял сход, избиравший гминного войта. В компетенции схода находи- лись хозяйственные вопросы жизни гмины, урегулирование создания и дея- тельности благотворительных заведений, начальных училищ и вопросы сборов и повинностей. Выборы гминного войта решались независимо от уездных и гу- бернских администраций. Войт после его избрания никем не утверждался, только приводился к присяге уездным начальником, который в случае возраже- ния, мог назначить новые выборы войта [6, с. 352]. На территории гмины войт наделялся в полной мере полицейскими и административными правами. Таким образом, в отличие от российских губерний, в сельской местности Царства Польского было организовано широкое самоуправление. Претерпел притеснения и польский язык. На основании правил от 12 фев- раля 1898 г. всё внутреннее делопроизводство, а также все сношения частных обществ с правительственными учреждениями велись только на русском языке. Несмотря на установление общей имперской системы управления в субъектах административного деления, при сохранении некоторых особенностей; несмот- ря на широкое внедрение и успешное распространение русского языка, среди поляков оставалось сильным стремление к восстановлению польской государ- ственности и национальной независимости [3, с. 64]. Польша, несмотря на ограничения и ущемления свобод, получала опреде- ленные выгоды от принадлежности к империи. Так, при правлении Александра II и Александра III поляки стали чаще назначаться на руководящие должности. В некоторых уездах их число достигало 80 %. Поляки имели возможность про- движения по государственной службе отнюдь не меньше чем русские. Долж- ность наместника была упразднена в 1874 г. в связи с тем, что обстановка в крае стабилизировалась [4, с. 121]. Основой управления царством Польским в конце XIX в. стали «Особые учре- ждения», в их числе «Учреждение управления губерний царства Польского» 1892г. [5, с. 78]. После выхода этого закона МВД обратилось с просьбой к столичному ге- нерал-губернатору об условиях применения его в Польше. 27 января 1903г. мнени- ем Государственного совета права варшавского градоначальника и губернских управлений были расширены. Кроме особенностей внутреннего управления на тер- ритории царства Польского были задействованы нормы гражданского права, отли- чающиеся от имперских норм. В конце XIX в. здесь действовали Гражданское уло- жение царства Польского 1825 г. и вторая и третья книги Гражданского кодекса Наполеона, вошедшие в действие в 1808 году. Большинство норм этих актов при- знавались устаревшими как с российской, так и с польской стороны [6, с. 331]. Еще больше привилегий давалось польским аристократам, которые авто- матически получали высокие чины. Многие из них курировали банковскую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=