Университет XXI века: научное измерение

Исторические исследования 59 процесс регулирования рыночных отношений; определения численности и со- циального состава торгующего населения, а также смежная с ней проблема во- влеченности различных слоев населения в торгово-рыночные отношения; про- блема организации и осуществления контроля со стороны государства за хозяй- ственной деятельностью торговцев. Кроме того, в рассматриваемом прошении нашли отражение социально-экономические реалии начала 60-х гг. XIX в. 14 февраля 1861 г. на имя городского головы Н. Н. Добрынина поступило прошение от тульских мещан и купцов, торговавших на толкучем рынке: «Производим мы мастерство сапожное, шорное, руковишное, башмачное и прочия другие мастерства до сего цеха относящиеся, через что пропитание себе ищем, платим все повинности, как государственные, общественные, городские… Означенным мастерством занимаются казенные и посадские крестьяне, солда- ты, евреи и иногородние мещане, которые не записываются ни в цех, ни несут повинности…, а между тем торгуют оным гораздо дешевле нас по той причине, что ими означенное мастерство производится без дозволения [Ремесленной] Управы…, без всякого платежа и ответственности по г. Туле… чем лишают дшевного пропитания, делают нас неисправными плательщиками всех податей и повинностей… В необходимости себя считаем донесть о сем до сведения Ва- шего Высокородия все, покорнейше просим с своей стороны зависящее распоря- жение [сделать] о воспрещении иногородним производить по сапожному цеху мастерство и торговлю; чем самым не лишить нас с семейством как дшевного пропитания, так средств исправному платежу податей…» [1, л. 1] . Составленное прошение, в тексте которого делался упор на риски невыплаты установленных государством податей, было принято к рассмотрению городским головой. 24 февраля 1861 г. прошение было направлено Н. Н. Добрыниным в Тульскую Ремесленную управу с целью его рассмотрения и определения «в какой степени просьба заслуживает уважения» [1, л. 2]. Вскоре из Ремесленной управы пришел рапорт, в котором чиновники, ссылаясь на статьи «Свода учреждений и ус- тавов торговых» в редакции 1857 г., определили круг лиц, которым дозволено про- изводить торговлю в губернском городе Туле. В частности, в рапорте отмечалось, что на толкучем рынке разрешено было производить торговлю ремесленникам, за- писавшимся в цех по городу, а также крестьянам, имевшим торговые свидетельст- ва. Иногородним купцам разрешалось иметь лавки и магазины, но с условием вре- менной регистрации на территории Тульской губернии. Чиновниками управы осо- бо подчеркивалось, что в случае отсутствия торговых документов запрещено про- изводить не только торговлю, но и какой-либо промысел [1, л. 3–4]. Понимая, что прошение торговцев требует проверки и вынести какое-либо решение исходя из имеющихся данных невозможно, Н. Н. Добрынин 18 апреля 1861 г. предписывает торговым депутатам 1 г. Тулы провести обследование тол- 1 Торговые депутации были учреждены в 1824 г. в столицах, губернских, крупных торговых городах и состояли при городских думах. Торговыми депутатами избирались на три года за- служивавшие наибольшее доверие купцы всех гильдий. В их обязанность входило наблюде- ние за правильностью и законностью торговли и промыслов, они обладали правом свободно- го входа в лавки, торговые дома, правом требовать соответствующие торговые документы [13, с. 618–619].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=